Количественные методы прогнозирования спроса
Количественные методы прогнозирования спроса - это математические расчеты, в том числе модели, отражающие соотношение между спросом и рядом факторов, представляющих собой независимые переменные.
Количественные методы прогнозирования основываются на том, что тенденция развития событий в будущем связана с развитием ситуации в прошлом:
ü трендовая модель;
ü многофакторные корреляционные и регрессионные модели, в том числе множественной линейной регрессии;
ü нормативно-целевой метод;
ü метод геометрической прогрессии;
ü использование коэффициента эластичности спроса.
метод экстраполяции (анализ временных рядов, трендов), при котором тенденции прошлого продлеваются в будущее развитие ситуации. Такой метод используется для оценки спроса на товары, объема сбыта, сезонности и др. Применение этого метода возможно лишь в ситуации, когда рыночная ситуация не изменяется слишком быстрыми темпами.
анализ корреляций, рассматривающий зависимость между различными рассматриваемыми факторами и другими переменными. Метод используется для рассмотрения влияния нескольких переменных на прогнозируемый параметр. Применение такого метода является достаточно сложным и дорогостоящим, однако в упрощенном виде его можно использовать и для практического бизнеса.
нормативно-целевой метод, базирующийся на оценке потребления товара в будущем в соответствии с его рациональными или нормативными уровнями. Здесь учитываются факторы изменения размера и состава целевого рынка. Применяется для долгосрочных прогнозов.
использование коэффициента эластичности спроса, имеет особое значение в прогнозировании, выражает зависимость одного фактора от состояния другого, например, зависимость количества товара (услуги) от денежных доходов или цены товара (услуги). Обычно используется коэффициент эластичности спроса, который выражает величину изменения спроса (в процентах) при изменении цены (доходов населения) на 1%.
Коэффициент эластичности спроса Э рассчитывается по формуле
где Y — спрос на товар; X - цена или доходы.
В практическом использовании коэффициент эластичности спроса от дохода показывает относительное изменение спроса (соответственно потребления, сбыта, продажи) при изменении денежных доходов на единицу. Здесь используется лишь один решающий фактор. Считается, что остальные факторы явления остаются неизменными и их влиянием можно пренебречь, т. е. от их воздействия абстрагируются. Точно так же характеризуется эластичность спроса от цены товара (услуги). Этот показатель имеет еще большее значение в прогнозных расчетах, чем эластичность спроса от доходов. Коэффициент эластичности спроса от цены показывает относительное изменение спроса при изменении цены товара (услуги) на единицу. Понятно, что в данном случае зависимость этих двух составляющих будет обратной: чем выше цена, тем меньше спрос.
Вэкономических расчетах во избежание путаницы минусовый знак при коэффициенте принято отбрасывать, но при этом каждый специалист об этом всегда помнит. Расчет коэффициента эластичности требует специальных знаний теории и методик, которыми обычно обладают специалисты научных организаций и институтов, прогнозирующих экономические показатели. Эти методики подробно излагаются в специальной литературе. Однако есть и более простой прием расчета коэффициента эластичности спроса, основанный на мнении эксперта, которым может выступить опытный продавец данного товара. Такой работник всегда может хотя бы примерно назвать величину изменения продажи товара при изменении его цены в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.
На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора:
· величина предельно возможных затрат покупателя на данный договор;
· качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов);
· число конкурирующих продавцов данного товара.
Рис. 1. Три формы ценовой эластичности спроса
Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше, то неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о «единичной эластичности спроса».
Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье, энергоресурсы, поездки на метро и т.п.). Люди не могут обходиться без них, поэтому, скажем, подорожание этих товаров и услуг не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и отказаться.
Две экстремальные формы эластичности спроса по цене представлены на рис. 2.
Совершенно эластичный спрос означает, что спрос бесконечно эластичен и ничтожное изменение цены вызывает бесконечно большое изменение величины спроса. Такой спрос показан на рис. 2 горизонтальной линией.
Совершенно неэластичный спрос – это спрос, величина которого абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен на рис. 2 вертикальной линией.
Рис. 3. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага
Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться.
Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.
Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается.
3. Задача.
Определить емкость рынка изделий и целесообразность создания предприятия по их производству в данном регионе.
Показатели | Ед. измерения | Кол-во |
1. Численность потребителей в регионе | Тыс. чел. | |
2. Норма душевого потребления | Шт/человека в год | 2,0 |
3. Мощность местных предприятий | Тыс. шт. | |
4. Ввоз аналогичных товаров в год | Тыс. шт. | |
5. Вывоз продукции из региона | Тыс. шт. |
Решение. 1. Емкость рынка.
Емкость рынка = численность потребителей*норма душевого потребления = 3110000*2=6220000 шт/год.
2. Целесообразность создания нового предприятия.
Емкость рынка-(мощность местных предприятий + ввоз аналогичных товаров)-вывоз продукции = 6220000-(1200000+4000000)-400000=1420000 шт/год, что является 1420000/6220000*100% = 22,82% от общего рынка товара. Целесообразно.
Список использованной литературы
1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 264 с.
2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – 3-е изд. – М.: Дело, 2007. – 392 с.