Осина, осень, осинник

Докажи, почему они лишние.

Составь предложения с выделенными словами.


мёд, медовый, медок;
козы, козел, козлик, козленок, козочка;
ноги, нога, ноженька, ножка, ножная {машинка);
тишь, тишина, тихо, стихло;
зверь, зверёк, звериная (тропа),
зверский (поступок).

Осина, осень, осинник - student2.ru 6. Чётко прочитай слона

Как можно назвать слова каждой строчки? Выдели в каждом слове корень и ударный слог.

Сравни слова каждой строчки по месту ударения. Сделай вывод.

Назови слова, в которых произношение гласного в корне отличается от произношения гласного, стоящего под ударением.

Логопед: Слово, в котором гласная в корне ударная, называется проверочным. Им можно проверять слова, в которых гласная в корне безударная.

Подчеркни проверочные слова красным цветом; слова с безударной гласной — синим.

7. К данным словам подбери родственные слова так, чтобы 3 слова были с безударной гласной в корне и 3 слова — проверочными:

ходит,...........

белый............

Подумай, как ты докажешь правильность выполнения задания.

Осина, осень, осинник - student2.ru Осина, осень, осинник - student2.ru 8. Чётко прочитай слова и выдели в них корень и ударный слог:

На какой вопрос отвечают эти слова?

Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? Что произошло с гласной в корне слова?

Как можно назвать данные слова по отношению к вновь образованным?

Подбери к каждому данному слову по 2 слова: с безударной гласной в корне и проверочное к нему.

Второй уровень

1. Чётко прочитай слова:

Осина, осень, осинник - student2.ru РОД

родня, родные (люди) родственники

родственные (слова)

родство

Скажи, как ты понимаешь слово «род»?

Запиши слова правого столбика, выдели корень. Как можно назвать такие слова?

Составь (устно) с каждым из них предложение.

2. Чётко и внимательно прочитай слова:

Осина, осень, осинник - student2.ru

Осина, осень, осинник - student2.ru




Распредели слова по общности корня. Запиши их в столбики. Выдели корень и ударный слог. Докажи правильность выполнения задания.

Составь предложения с выделенными словами.

3. Внимательно прослушай слова:

стройка, засыпать, пропуск, ветвистый, поднос, подберёзовик, просмотр, снежок, набегать, подъезд, подснежник, входпобыстрее, кормушка, выпадает, влево, верхний, вниз, грустно, чистка, разгром, дождливый, залез, рубка, поджарить, жёлтый

Послушай слова ещё раз и запиши их в 3 столбика: с корнем в начале слова; с корнем в середине слова; с корнем в конце слова.

В каждом слове выдели ударный слог.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

К двум любым словам каждого столбика подбери 4—5 родственных слов.

Осина, осень, осинник - student2.ru 4. Внимательно рассмотри карточку. Прочитай записанные на ней слова:

Подумай, какое задание ты предложишь своему товарищу.

(Проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

5.

а) Внимательно прослушай слова и назови «лишнее» в каждой строчке:

кость, коснуться, костный, косточка; моряк, уморился, море, морской; бедный, беда, победа, бедняк.

Докажи, что эти слова «лишние». Составь с ними предложения.

б) Чётко прочитай слова:

Осина, осень, осинник - student2.ru

Осина, осень, осинник - student2.ru

Прочитай слова ещё раз, распределяя их по общности значении.

Сделай вывод: чем слова похожи и чем различаются?

Запиши слова, связанные по значению со словами: вода, горе, шипение; год, Выдели в записанных словах корень, и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения

6. Чётко прочитай слова:

Осина, осень, осинник - student2.ru

Осина, осень, осинник - student2.ru

Подумай, на сколько групп по общности корня можно распределить данные слова. Как можно назвать слова в группах? Почему?

Запиши слова по группам. Выдели в словах корень и ударный слог. Подчеркни слова с безударной гласной в корне однойчертой; слова, которыми ты будешь проверять правильное написание гласной в корне (проверочные), двумячертами.

Скажи, сколько проверочных слов в 1-й группе; сколько – во второй. Назови их.

7. Чётко прочитай пары слов:

Осина, осень, осинник - student2.ru

Осина, осень, осинник - student2.ru

Подумай: какие из этих слов надо проверить, а какие — являются проверочными? Докажи правильность своего выбора.

Подбери сам к каждому слову с безударной гласной 1—2 проверочныхслова.

Осина, осень, осинник - student2.ru

Осина, осень, осинник - student2.ru 8. Чётко прочитай предложения, вставляя нужные слова:

Назови однокоренные слова. Докажи, что ты назвал их правильно Назови слова с безударной гласной в корне и проверочные к ним Почему ты выбрал именно эти слова?

Третий уровень

1.

Осина, осень, осинник - student2.ru а) Четко•читай слова:

Найди и назови однокоренные слова. Докажи правильность своего выбора.

Продолжи ряд названных тобой однокоренных слов. Выдели голосом ударный слог в словах.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Осина, осень, осинник - student2.ru 2. Чётко прочитай:

Осина, осень, осинник - student2.ru

Что ты прочитал? Найди и назови в пословицах однокоренные слова. Запиши их, добавляя ещё 3—4 слова. В каждом слове выдели корень и ударный слог.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

3. Подбери по 5 слов: с корнем в начале слова; в середине; в конце слова. Выдели корень и ударный слог. Докажи правильность выполнения задания. Составь 3 предложения с подобранными словами. (Слова указывает логопед.)

4. Игра «Быстро найди родственников».

Задание выполняется парами либо коллективно с ведущим. При первом варианте дети меняются ролями. При втором — выигравший становится ведущим.

За определённое время (например, в течение 5 минут) надо набрать цепочку родственных слов по заданию ведущего.

(«Контролёры» ведут подсчёт.)

5.

а) Слушай внимательно слова и называй «лившее» (или «лишние»). Докажи, почему оно (они) «лишнее» («лишние»):

подорожать, дороговизна, подорожник, дорогой; осиное, осень, посинеть, по-осеннему; горняк, горемычный, сгорел, горевать.

б) Чётко и внимательно прочитай слова, записанные в таблице:

слезла слёзный слеза слезились левый левшалев налево
затрубить труба отрубить протрубить рисовать рисовая (каша) рисунокрисование
диван удивляться дивный дивиться удивительныйдиванная (подушка) косить скосить косарькоса (девичья) косички косьба

Подумай, правильно ли распределены слова. В чем ошибка? Найди и исправь, ошибки. Докажи правильность своего исправления.

Запиши только однокоренные слова, имеющие общее значение. Выдели корень и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения.

6. В течение 10 минут подбери к данным словам как можно больше однокоренных слов (8—10): бег; езда.

Выдели в подобранных словах корень и ударный слог. Сравни слова в каждой группе по месту ударения.

Назови те слова, в которых гласная в корне является ударной. Можно ли сказать, что они являются проверочными по отношению к словам с безударными гласными в корне? Подчеркни ударную гласную в корне красным цветом; безударную — синим.

7. Выпиши из орфографического словаря 3—4 слова. Подбери к ним как можно больше однокоренных (родственных) слов. Выдели корень слова и ударный слог.

Подчеркни синим цветом слова с безударной гласной, красным — проверочные.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Составь по одному предложению со словами каждой группы родственных слов.

Осина, осень, осинник - student2.ru Осина, осень, осинник - student2.ru 8. Чётко прочитай предложения

Обозначь корни и ударные слоги в выделенных словах. Что можно сказать о гласных в корнях этих слов? Правильно ли подобраны проверочные слова (в скобках)?

При необходимости исправь ошибки, подобрав как можно больше проверочных слов.

Наши рекомендации