Осина, осень, осинник
Докажи, почему они лишние.
Составь предложения с выделенными словами.
мёд, медовый, медок; |
козы, козел, козлик, козленок, козочка; |
ноги, нога, ноженька, ножка, ножная {машинка); |
тишь, тишина, тихо, стихло; |
зверь, зверёк, звериная (тропа), |
зверский (поступок). |
6. Чётко прочитай слона
Как можно назвать слова каждой строчки? Выдели в каждом слове корень и ударный слог.
Сравни слова каждой строчки по месту ударения. Сделай вывод.
Назови слова, в которых произношение гласного в корне отличается от произношения гласного, стоящего под ударением.
Логопед: Слово, в котором гласная в корне ударная, называется проверочным. Им можно проверять слова, в которых гласная в корне безударная.
Подчеркни проверочные слова красным цветом; слова с безударной гласной — синим.
7. К данным словам подбери родственные слова так, чтобы 3 слова были с безударной гласной в корне и 3 слова — проверочными:
ходит,...........
белый............
Подумай, как ты докажешь правильность выполнения задания.
8. Чётко прочитай слова и выдели в них корень и ударный слог:
На какой вопрос отвечают эти слова?
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? Что произошло с гласной в корне слова?
Как можно назвать данные слова по отношению к вновь образованным?
Подбери к каждому данному слову по 2 слова: с безударной гласной в корне и проверочное к нему.
Второй уровень
1. Чётко прочитай слова:
РОД
родня, родные (люди) родственники
родственные (слова)
родство
Скажи, как ты понимаешь слово «род»?
Запиши слова правого столбика, выдели корень. Как можно назвать такие слова?
Составь (устно) с каждым из них предложение.
2. Чётко и внимательно прочитай слова:
Распредели слова по общности корня. Запиши их в столбики. Выдели корень и ударный слог. Докажи правильность выполнения задания.
Составь предложения с выделенными словами.
3. Внимательно прослушай слова:
стройка, засыпать, пропуск, ветвистый, поднос, подберёзовик, просмотр, снежок, набегать, подъезд, подснежник, входпобыстрее, кормушка, выпадает, влево, верхний, вниз, грустно, чистка, разгром, дождливый, залез, рубка, поджарить, жёлтый
Послушай слова ещё раз и запиши их в 3 столбика: с корнем в начале слова; с корнем в середине слова; с корнем в конце слова.
В каждом слове выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
К двум любым словам каждого столбика подбери 4—5 родственных слов.
4. Внимательно рассмотри карточку. Прочитай записанные на ней слова:
Подумай, какое задание ты предложишь своему товарищу.
(Проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5.
а) Внимательно прослушай слова и назови «лишнее» в каждой строчке:
кость, коснуться, костный, косточка; моряк, уморился, море, морской; бедный, беда, победа, бедняк.
Докажи, что эти слова «лишние». Составь с ними предложения.
б) Чётко прочитай слова:
Прочитай слова ещё раз, распределяя их по общности значении.
Сделай вывод: чем слова похожи и чем различаются?
Запиши слова, связанные по значению со словами: вода, горе, шипение; год, Выдели в записанных словах корень, и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения
6. Чётко прочитай слова:
Подумай, на сколько групп по общности корня можно распределить данные слова. Как можно назвать слова в группах? Почему?
Запиши слова по группам. Выдели в словах корень и ударный слог. Подчеркни слова с безударной гласной в корне однойчертой; слова, которыми ты будешь проверять правильное написание гласной в корне (проверочные), двумячертами.
Скажи, сколько проверочных слов в 1-й группе; сколько – во второй. Назови их.
7. Чётко прочитай пары слов:
Подумай: какие из этих слов надо проверить, а какие — являются проверочными? Докажи правильность своего выбора.
Подбери сам к каждому слову с безударной гласной 1—2 проверочныхслова.
8. Чётко прочитай предложения, вставляя нужные слова:
Назови однокоренные слова. Докажи, что ты назвал их правильно Назови слова с безударной гласной в корне и проверочные к ним Почему ты выбрал именно эти слова?
Третий уровень
1.
а) Четко•читай слова:
Найди и назови однокоренные слова. Докажи правильность своего выбора.
Продолжи ряд названных тобой однокоренных слов. Выдели голосом ударный слог в словах.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Найди и назови в пословицах однокоренные слова. Запиши их, добавляя ещё 3—4 слова. В каждом слове выдели корень и ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
3. Подбери по 5 слов: с корнем в начале слова; в середине; в конце слова. Выдели корень и ударный слог. Докажи правильность выполнения задания. Составь 3 предложения с подобранными словами. (Слова указывает логопед.)
4. Игра «Быстро найди родственников».
Задание выполняется парами либо коллективно с ведущим. При первом варианте дети меняются ролями. При втором — выигравший становится ведущим.
За определённое время (например, в течение 5 минут) надо набрать цепочку родственных слов по заданию ведущего.
(«Контролёры» ведут подсчёт.)
5.
а) Слушай внимательно слова и называй «лившее» (или «лишние»). Докажи, почему оно (они) «лишнее» («лишние»):
подорожать, дороговизна, подорожник, дорогой; осиное, осень, посинеть, по-осеннему; горняк, горемычный, сгорел, горевать.
б) Чётко и внимательно прочитай слова, записанные в таблице:
слезла слёзный слеза слезились | левый левшалев налево |
затрубить труба отрубить протрубить | рисовать рисовая (каша) рисунокрисование |
диван удивляться дивный дивиться удивительныйдиванная (подушка) | косить скосить косарькоса (девичья) косички косьба |
Подумай, правильно ли распределены слова. В чем ошибка? Найди и исправь, ошибки. Докажи правильность своего исправления.
Запиши только однокоренные слова, имеющие общее значение. Выдели корень и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения.
6. В течение 10 минут подбери к данным словам как можно больше однокоренных слов (8—10): бег; езда.
Выдели в подобранных словах корень и ударный слог. Сравни слова в каждой группе по месту ударения.
Назови те слова, в которых гласная в корне является ударной. Можно ли сказать, что они являются проверочными по отношению к словам с безударными гласными в корне? Подчеркни ударную гласную в корне красным цветом; безударную — синим.
7. Выпиши из орфографического словаря 3—4 слова. Подбери к ним как можно больше однокоренных (родственных) слов. Выдели корень слова и ударный слог.
Подчеркни синим цветом слова с безударной гласной, красным — проверочные.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Составь по одному предложению со словами каждой группы родственных слов.
8. Чётко прочитай предложения
Обозначь корни и ударные слоги в выделенных словах. Что можно сказать о гласных в корнях этих слов? Правильно ли подобраны проверочные слова (в скобках)?
При необходимости исправь ошибки, подобрав как можно больше проверочных слов.