Анализ признаков альтерации в мажоре и миноре
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Ладовая альтерация в мажоре и миноре.
Цель: овладеть умениями и навыками анализа признаков ладовой альтерации в мажоре и миноре, гармонизации мелодии с использованием двойной доминанты.
Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ хроматизм и альтерация;
§ альтерация в мажоре и миноре: характерные изменения ступеней лада; аккорды, образованные в результате альтерации ступеней лада (субдоминанта гармоническая в мажоре и доминанта гармоническая в миноре);
§ двойная доминанта: характерные признаки, группы аккордов двойной доминанты, роль и приготовление, разрешение двойной доминанты в каденции (в К46, D) и внутри построений (в аккорды доминантовой группы, проходящий Т46 и диссонирующие аккорды субдоминантовой группы);
§ альтерация в двойной доминанте: группа аккордов альтерированной DD, их приготовление, разрешение в К46 и D;
§ применение аккордов альтерированной DD с увеличенной секстой в окружении T, T6 и К46.
Практические задания:
Задание 1.Приведите примеры из музыкальной литературы на проходящие и вспомогательные хроматизмы в мелодии, письменно проанализируйте в этих моментах функции аккордов.
Задание 2.Запишите и исполните следующие гармонические обороты в тональностях гармонического мажора и минора с двумя ключевыми знаками:
1) 2/4 T – D34 | T6 – S | II56 – DD56 | К46 – D2 | T6 ||;
2) 2/4 II34 – DDVII56 | К46 – D76 | T ||;
3) 3/4 S6 – DDVII6 | К46 – D7 – T ||;
4) 3/4 T – VI – DDVII56 | К46 – D76 | T – S46 – T ||.
Задание 3.Письменно гармонизуйте мелодии с использованием аккордов группы двойной доминанты:
а)(аккорды группы DD в каденции)
б) (аккорды группы DD внутри построений)
в)(альтерация аккордовгруппы DD)
Задание 4.Cделайте письменный гармонический анализ фрагментов, указав условия применения аккордов двойной доминанты (см. лаб. работу 1, задание 4):
а)Р. Шуман. «Отчего?» из фортепианного
Цикла «Пять пьес», № 3, ор. 12
Langsam und zart
б)Р. Шуман. «Тема» из фортепианного цикла
«Альбом для юношества», № 34
Langsam. Mit inniger Empfindung
в) Ф. Мендельсон. Две песни без слов. «Весенняя песня»
Allegretto grazioso
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что такое хроматизм и альтерация?
2. Какие ступени подвергаются альтерации в мажоре и миноре, каким образом?
3. В результате альтерации какой ступени лада образуются аккорды двойной доминанты?
4. Что такое двойная доминанта? Какое функциональное значение она имеет в музыкальном построении?
5. Какие аккорды двойной доминанты наиболее часто применяются?
6. Каким образом они обозначаются, где строятся и какова их роль?
7. Каким образом в каденции приготавливается двойная доминанта? Каковы правила ее разрешения непосредственно в доминантовое трезвучие и через К46?
8. Какие разновидности DD применяются внутри построения?
9. В чем особенность приготовления DD и ее разрешения: в D, проходящие Т46 и S46 внутри построений?
10. В чем отличия приготовления DD внутри построения от ее приготовления в каденции?
11. Какие аккорды входят в группу альтерированной DD, и какой интервал образуется между их крайними голосами при типовом расположении данных гармоний?
12. Может ли DD переходить в диссонирующие аккорды субдоминантовой группы?
13. Какая при этом должна быть субдоминанта в мажоре, и что происходит в голосоведении?
14. Какие ступени лада изменяются при альтерации аккордов DD?
15. В каком виде преимущественно используется альтерированная DD, и какой интервал образуется между крайними звуками его обращений?
16. Как приготавливаются и разрешаются в К46, T46 и D альтерированные аккорды DD c увеличенной секстой?
Литература:
1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189–193 (гл. IX).
2. Бершадская Т.С., Масленникова Л.М., Незванова Б.А., Фрейндлинг Г.Р. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского, Л.: Музыка, 1978. C. 95–101 (гл. IX).
3. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 211–234.