Устройство коробок передач и принцип работы
Коробка передач с продольным расположением валов. Элементами конструкции КП являются корпус 21 (рис. 2), первичный 7, вторичный 14 и промежуточный 19 валы, механизм переключения передач и шестерен. Корпус КП отлит из чугуна. Первичный и вторичный валы расположены соосно.
Вторичный вал вращается в роликовых подшипниках, а остальные валы — в шариковых. Задний подшипник вторичного вала размещен в стакане, который находится в задней стенке корпуса. Под фланец стакана установлены регулировочные прокладки 12, с помощью которых регулируют осевой зазор в конических подшипниках. Вторичный вал 14 изготовлен заодно с ведомой шестерней 7 первой ступени. Внутренние зубья этой шестерни предназначены для включения прямой IX передачи. На шлицах вторичного вала 14 неподвижно укреплены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая коническая шестерня 13 главной передачи. В торце вторичного вала расточено углубление, в которое запрессован подшипник (задняя опора первичного вала).
Промежуточный вал 19 выполнен пустотелым. Внутри проходит вал 20 независимого привода ВОМ. На шлицы промежуточного вала надет ряд шестерен: первые четыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены стопорным кольцом; четвертая шестерня 18 свободно вращается на ступице третьей шестерни. Седьмая и восьмая шестерни выполнены в виде передвижной каретки 17 и могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двигаясь вперед, каретка включает первую ступень редуктора, а при движении назад — вторую. Первая ступень соответствует I, III, IV и V передачам переднего хода и I передаче заднего хода. Вторая ступень — это II, VI, VII, VIII передачи переднего хода и II передача заднего хода.
Ведущая шестерня 16 второй ступени снабжена внутренними и наружными зубьями. На ее торце, выступающем из КП, предусмотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Внутри шестерни находится игольчатый подшипник — задняя опора промежуточного вала. Поэтому шестерня 16 и промежуточный вал вращаются независимо один от другого. Шестерня опирается на два шариковых подшипника, заключенных в стакане, который установлен в расточенное отверстие задней стенки корпуса коробки передач.
На шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих шестерен. При движении передней каретки 2 вперед включаются V или VIII передача (в зависимости от включенной ступени редуктора), а при движении назад — IV или VII передача.
Задняя каретка 3 может находиться в двух рабочих положениях: в переднем положении она включает III или VI передачу, а в заднем — IX (прямую) передачу.
В среднем положении задняя каретка 6 (рис. 3, а) передает вращение валу И заднего хода, расположенному с левой стороны корпуса, с помощью надетой на него шестерни 10. На шлицах вала И помещена передвижная шестерня 12. При движении шестерни 12 назад включается I или II передача переднего хода, а при движении вперед — передачи заднего хода.
а — основные передачи; б — ходоуменыпитель; в — привод бокового вала отбора мощности (ВОМ); 1, 4— ведущая и ведомая шестерни понижающего редуктора; 2 — вал сцепления; 3 — зубчатая муфта; 5, 8 — первичный и промежуточный валы; 6 — каретка (передвижная шестерня) первичного вала; 7 — шестерня вторичного вала; 9 — ведущая шестерня ходоуменьшителя; 10 — ведомая шестерня I и II передач переднего хода и заднего хода; 11 — вал I передачи и заднего хода; 12 — ведущая шестерня I и II передач и заднего хода; 13 — промежуточная шестерня заднего хода; 14 — блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 75 — шестерня ход оуменьшителя; 16 — привод бокового ВОМ; 17 — шестерня привода ВОМ
Промежуточная шестерня 13 заднего хода вращается на неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с малым венцом передней шестерни, установленной на шлицах промежуточного вала 8. Задний ход включают передвижением шестерни 12 вперед (на рис. 11.3 влево). В рассматриваемой КП предусмотрена установка понижающего редуктора, а по заявке заказчика может быть установлен ходоуменыпитель.
Понижающий редуктор размещен перед КП в корпусе сцепления. Редуктор предназначен для понижения частоты вращения каждой передачи в 1,3 раза. В него входят ведущая 1 и ведомая 4 шестерни с зубчатыми венцами, соединительная зубчатая муфта 3 и блок 14 промежуточных шестерен. Редуктор включают передвижением соединительной муфты вперед. При использовании понижающего редуктора число передач КП удваивается.