Задания для самостоятельного решения

Задание.

А1. Найти: 1. задания для самостоятельного решения - student2.ru ; 2. задания для самостоятельного решения - student2.ru ; 3. задания для самостоятельного решения - student2.ru ;4.задания для самостоятельного решения - student2.ru .

1.1 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.2 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.5 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.6 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.9 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.10 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.13 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.14 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.17 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.18 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.21 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.22 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.25 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.26 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.29 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.30 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.3 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.4 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.7 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.8 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.11 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.12 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.15 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.16 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.19 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.20 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru

А2. Представить в тригонометрической и показательной форме комплексные числа:

1.1 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.2 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.5 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.6 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.9 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.10 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.13 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.14 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.17 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.18 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.21 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.22 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.25 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.26 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.29 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.30 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.3 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.4 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.7 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.8 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.11 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.12 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.15 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.16 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.19 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.20 задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru

А3. Возвести в степень (формула Муавра):

1.1 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.2 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.3 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.4 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.5 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.6 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.7 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.8 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.9 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.10 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.11 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.12 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.13 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.14 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.15 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.16 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.17 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.18 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.19 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.20 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.21 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.22 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.23 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.24 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.25 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.26 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.27 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.28 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.29 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.30 задания для самостоятельного решения - student2.ru    


А4. Решить уравнение:

1.1 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.2 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.3 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.4 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.5 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.6 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.7 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.8задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.9 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.10 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.11 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.12 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.13 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.14 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.15 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.16 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.17 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.18 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.19 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.20 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.21 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.22 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.23 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.24 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.25 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.26 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.27 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.28 задания для самостоятельного решения - student2.ru
1.29 задания для самостоятельного решения - student2.ru 1.30 задания для самостоятельного решения - student2.ru    

Контрольные вопросы по теме

1.Какие числа называются комплексными?

2.Что называется действительной частью комплексного числа?

3.Что называется мнимой частью комплексного числа?

4.Какая форма записи комплексного числа называется алгебраической?

5.Какая форма записи комплексного числа называется тригонометрической?

6.Какая форма записи комплексного числа называется показательной?

7.Что такое Arg z?

8.Чему равен Arg z для внутренних точек I и IV четвертей?

9.Чему равен Arg z для внутренних точек II четверти?

10.Чему равен Arg z для внутренних точек III четверти?

Практическое занятие № 10

Тема:Действия над комплексными числами в тригонометрической и показательной формах.

Цель: отработка умений и навыков выполнения действий над комплексными

числами, заданными в тригонометрической и показательной формах.

Задачи:

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательная мотивация;

• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;

• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;

• углубление теоретической и практической подготовки;

• развитие инициативы и самостоятельности студентов.

Обеспечение практического занятия:

Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.

Учебник. Богомолов Н.В. «Математика». – М.: Дрофа, 2009.

Индивидуальные карточки с вариантом практической работы.

Ход практического занятия.

1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;

2.Проверка готовности студентов к занятию;

3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:

›Изучить теоретический материал по теме «Действия над комплексными числами в тригонометрической и показательной формах».

›Рассмотреть примеры решения типовых заданий.

›Выполнить самостоятельную работу №4.

›Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения и методические рекомендации

По решению задач.

Комплексное число — это выражение вида a + bi, где a, b — действительные числа, а i — так называемая мнимая единица, символ, квадрат которого равен –1, то есть i2 = –1. Число a называется действительной частью, а число b — мнимой частью комплексного числа z = a + bi. Если b = 0, то вместо a + 0i пишут просто a. Видно, что действительные числа — это частный случай комплексных чисел.

Арифметические действия над комплексными числами те же, что и над действительными: их можно складывать, вычитать, умножать и делить друг на друга. Сложение и вычитание происходят по правилу (a + bi) ± (c + di) = (a ± c) + (b ± d)i, а умножение — по правилу (a + bi) · (c + di) = (ac – bd) + (ad + bc)i (здесь как раз используется, что i2 = –1). Число задания для самостоятельного решения - student2.ru = a – bi называется комплексно-сопряженным к z = a + bi. Равенство z · задания для самостоятельного решения - student2.ru = a2 + b2 позволяет понять, как делить одно комплексное число на другое (ненулевое) комплексное число:

задания для самостоятельного решения - student2.ru .

(Например, задания для самостоятельного решения - student2.ru .)

задания для самостоятельного решения - student2.ru У комплексных чисел есть удобное и наглядное геометрическое представление: число z = a + bi можно изображать вектором с координатами (a; b) на декартовой плоскости (или, что почти то же самое, точкой — концом вектора с этими координатами). При этом сумма двух комплексных чисел изображается как сумма соответствующих векторов (которую можно найти по правилу параллелограмма). По теореме Пифагора длина вектора с координатами (a; b) равна задания для самостоятельного решения - student2.ru . Эта величина называется модулем комплексного числа z = a + bi и обозначается |z|. Угол, который этот вектор образует с положительным направлением оси абсцисс (отсчитанный против часовой стрелки), называется аргументом комплексного числа z и обозначается Arg z. Аргумент определен не однозначно, а лишь с точностью до прибавления величины, кратной 2π радиан (или 360°, если считать в градусах) — ведь ясно, что поворот на такой угол вокруг начала координат не изменит вектор. Но если вектор длины r образует угол φ с положительным направлением оси абсцисс, то его координаты равны (r · cos φ; r · sin φ). Отсюда получается тригонометрическая форма записи комплексного числа: z = |z| · (cos(Arg z) + i sin(Arg z)). Часто бывает удобно записывать комплексные числа именно в такой форме, потому что это сильно упрощает выкладки. Умножение комплексных чисел в тригонометрической форме выглядит очень просто: z1 · z2 = |z1| · |z2| · (cos(Arg z1 + Arg z2) + i sin(Arg z1 + Arg z2)) (при умножении двух комплексных чисел их модули перемножаются, а аргументы складываются). Отсюда следуют формулы Муавра: zn = |z|n · (cos(n · (Arg z)) + i sin(n · (Arg z))). С помощью этих формул легко научиться извлекать корни любой степени задания для самостоятельного решения - student2.ru из комплексных чисел. Корень n-й степени из числа z — это такое комплексное число w, что wn = z. Видно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru , а задания для самостоятельного решения - student2.ru , где k может принимать любое значение из множества {0, 1, ..., n – 1}. Это означает, что всегда есть ровно n корней n-й степени из комплексного числа (на плоскости они располагаются в вершинах правильного n-угольника).

Любое комплексное число (кроме нуля) задания для самостоятельного решения - student2.ru можно записать в тригонометрической форме:
задания для самостоятельного решения - student2.ru , где задания для самостоятельного решения - student2.ru – это модуль комплексного числа, а задания для самостоятельного решения - student2.ru – аргумент комплексного числа.

Изобразим на комплексной плоскости число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Для определённости и простоты объяснений расположим его в первой координатной четверти, т.е. считаем, что задания для самостоятельного решения - student2.ru :
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Модулем комплексного числа задания для самостоятельного решения - student2.ru называется расстояние от начала координат до соответствующей точки комплексной плоскости. Попросту говоря, модуль – это длина радиус-вектора, который на чертеже обозначен красным цветом.

Модуль комплексного числа задания для самостоятельного решения - student2.ru стандартно обозначают: задания для самостоятельного решения - student2.ru или задания для самостоятельного решения - student2.ru

По теореме Пифагора легко вывести формулу для нахождения модуля комплексного числа: задания для самостоятельного решения - student2.ru . Данная формула справедлива для любых значений «а» и «бэ».

Примечание: модуль комплексного числа представляет собой обобщение понятиямодуля действительного числа, как расстояния от точки до начала координат.

Аргументом комплексного числа задания для самостоятельного решения - student2.ru называется угол задания для самостоятельного решения - student2.ru между положительной полуосью действительной оси задания для самостоятельного решения - student2.ru и радиус-вектором, проведенным из начала координат к соответствующей точке. Аргумент не определён для единственного числа: задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Аргумент комплексного числа задания для самостоятельного решения - student2.ru стандартно обозначают: задания для самостоятельного решения - student2.ru или задания для самостоятельного решения - student2.ru

Из геометрических соображений получается следующая формула для нахождения аргумента:
задания для самостоятельного решения - student2.ru . Внимание! Данная формула работает только в правой полуплоскости! Если комплексное число располагается не в 1-ой и не 4-ой координатной четверти, то формула будет немного другой. Эти случаи мы тоже разберем.

Но сначала рассмотрим простейшие примеры, когда комплексные числа располагаются на координатных осях.

Пример 1.

Представить в тригонометрической форме комплексные числа: задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru .
Выполним чертёж:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

На самом деле задание устное. Для наглядности перепишу тригонометрическую форму комплексного числа: задания для самостоятельного решения - student2.ru

Запомним, модуль – длина (которая всегда неотрицательна), аргумент – угол.

1) Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru . Формальный расчет по формуле: задания для самостоятельного решения - student2.ru .
Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru (число лежит непосредственно на действительной положительной полуоси). Таким образом, число в тригонометрической форме: задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Ясно, обратное проверочное действие: задания для самостоятельного решения - student2.ru

2) Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru . Формальный расчет по формуле: задания для самостоятельного решения - student2.ru .
Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru (или 90 градусов). На чертеже угол обозначен красным цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме: задания для самостоятельного решения - student2.ru

Используя таблицу значений тригонометрических функций, легко обратно получить алгебраическую форму числа (заодно выполнив проверку):
задания для самостоятельного решения - student2.ru

3) Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru . Формальный расчет по формуле: задания для самостоятельного решения - student2.ru .
Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru (или 180 градусов). На чертеже угол обозначен синим цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме: задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Проверка: задания для самостоятельного решения - student2.ru

4) И четвёртый интересный случай. Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru . Формальный расчет по формуле: задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Аргумент можно записать двумя способами: Первый способ: задания для самостоятельного решения - student2.ru (270 градусов), и, соответственно: задания для самостоятельного решения - student2.ru . Проверка: задания для самостоятельного решения - student2.ru

Однако более стандартно следующее правило: Если угол больше 180 градусов, то его записывают со знаком минус и противоположной ориентацией («прокруткой») угла: задания для самостоятельного решения - student2.ru (минус 90 градусов), на чертеже угол отмечен зеленым цветом. Легко заметить, что задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru – это один и тот же угол.

Таким образом, запись принимает вид: задания для самостоятельного решения - student2.ru

Внимание! Ни в коем случае нельзя использовать четность косинуса, нечетность синуса и проводить дальнейшее «упрощение» записи:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Пример 2.

Представить в тригонометрической форме комплексные числа: , задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент.
задания для самостоятельного решения - student2.ru
Поскольку задания для самостоятельного решения - student2.ru (случай 2), то задания для самостоятельного решения - student2.ru – вот здесь нечетностью арктангенса воспользоваться нужно. К сожалению, в таблице отсутствует значение задания для самостоятельного решения - student2.ru , поэтому в подобных случаях аргумент приходится оставлять в громоздком виде:
задания для самостоятельного решения - student2.ru – число задания для самостоятельного решения - student2.ru в тригонометрической форме

Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент.
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Поскольку задания для самостоятельного решения - student2.ru (случай 1), то задания для самостоятельного решения - student2.ru (минус 60 градусов).

Таким образом:
задания для самостоятельного решения - student2.ru – число задания для самостоятельного решения - student2.ru в тригонометрической форме.

А вот здесь, как уже отмечалось, минусы не трогаем.

Используем таблицу значений тригонометрических функций, при этом учитываем, что угол задания для самостоятельного решения - student2.ru – это в точности табличный угол задания для самостоятельного решения - student2.ru (или 300 градусов):
задания для самостоятельного решения - student2.ru – число задания для самостоятельного решения - student2.ru в исходной алгебраической форме.

Любое комплексное число (кроме нуля) задания для самостоятельного решения - student2.ru можно записать в показательной форме:
задания для самостоятельного решения - student2.ru , где задания для самостоятельного решения - student2.ru – это модуль комплексного числа, а задания для самостоятельного решения - student2.ru – аргумент комплексного числа.

Что нужно сделать, чтобы представить комплексное число в показательной форме? Почти то же самое: выполнить чертеж, найти модуль и аргумент. И записать число в виде задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Например, для числа задания для самостоятельного решения - student2.ru предыдущего примера у нас найден модуль и аргумент: задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru . Тогда данное число в показательной форме запишется следующим образом: задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Число задания для самостоятельного решения - student2.ru в показательной форме будет выглядеть так: задания для самостоятельного решения - student2.ru

Число задания для самостоятельного решения - student2.ru – так: задания для самостоятельного решения - student2.ru

И т.д.

Единственный совет – не трогаем показатель экспоненты, там не нужно переставлять множители, раскрывать скобки и т.п. Комплексное число в показательной форме записывается строго по форме задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Пример 3.

Дано комплексное число задания для самостоятельного решения - student2.ru , найти задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Что нужно сделать? Сначала нужно представить данной число в тригонометрической форме.

задания для самостоятельного решения - student2.ru

Тогда, по формуле Муавра:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Не нужно считать на калькуляторе задания для самостоятельного решения - student2.ru , а вот угол в большинстве случае следует упростить. Как упростить? Образно говоря, нужно избавиться от лишних оборотов. Один оборот составляет задания для самостоятельного решения - student2.ru радиан или 360 градусов. Выясним сколько у нас оборотов в аргументе задания для самостоятельного решения - student2.ru . Для удобства делаем дробь правильной: задания для самостоятельного решения - student2.ru , после чего становится хорошо видно, что можно убавить один оборот: задания для самостоятельного решения - student2.ru . Понятно, что задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru – это один и тот же угол.

Таким образом, окончательный ответ запишется так:
задания для самостоятельного решения - student2.ru .

Можно переписать ответ в виде:
задания для самостоятельного решения - student2.ru (т.е. убавить еще один оборот и получить значение аргумента в стандартном виде).

Хотя задания для самостоятельного решения - student2.ru – ни в коем случае не ошибка.

Пример 4.

Дано комплексное число задания для самостоятельного решения - student2.ru , найти задания для самостоятельного решения - student2.ru . Полученный аргумент (угол) упростить, результат представить в алгебраической форме.

Отдельная разновидность задачи возведения в степень – это возведение в степень чисто мнимых чисел.

Пример 5.

Возвести в степень комплексные числа задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru

Здесь тоже всё просто, главное, помнить знаменитое равенство.

Если мнимая единица возводится в четную степень, то техника решения такова:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Если мнимая единица возводится в нечетную степень, то «отщипываем» одно «и», получая четную степень:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Если есть минус (или любой действительный коэффициент), то его необходимо предварительно отделить:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Извлечение корней из комплексных чисел.
Квадратное уравнение с комплексными корнями.

Пример 6.

Решить квадратное уравнение задания для самостоятельного решения - student2.ru

Вычислим дискриминант:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Дискриминант отрицателен, и в действительных числах уравнение решения не имеет. Но корень можно извлечь в комплексных числах!
задания для самостоятельного решения - student2.ru

По известным школьным формулам получаем два корня:
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru – сопряженные комплексные корни

Таким образом, уравнение задания для самостоятельного решения - student2.ru имеет два сопряженных комплексных корня: задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru

Теперь вы сможете решить любое квадратное уравнение!

И вообще, любое уравнение с многочленом «энной» степени задания для самостоятельного решения - student2.ru имеет ровно задания для самостоятельного решения - student2.ru корней, часть из которых может быть комплексными.

Простой пример для самостоятельного решения:

Пример 7.

Найти корни уравнения задания для самостоятельного решения - student2.ru и разложить квадратный двучлен на множители.

Разложение на множители осуществляется опять же по стандартной школьной формуле.

Как извлечь корень из произвольного комплексного числа?

Рассмотрим уравнение задания для самостоятельного решения - student2.ru , или, то же самое: задания для самостоятельного решения - student2.ru . Здесь «эн» может принимать любое натуральное значение, которое больше единицы. В частности, при задания для самостоятельного решения - student2.ru получается квадратный корень задания для самостоятельного решения - student2.ru

Уравнение вида задания для самостоятельного решения - student2.ru имеет ровно задания для самостоятельного решения - student2.ru корней задания для самостоятельного решения - student2.ru , которые можно найти по формуле:
задания для самостоятельного решения - student2.ru , где задания для самостоятельного решения - student2.ru – это модуль комплексного числа задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru – его аргумент, а параметр задания для самостоятельного решения - student2.ru принимает значения: задания для самостоятельного решения - student2.ru

Пример 8.

Найти корни уравнения задания для самостоятельного решения - student2.ru

Перепишем уравнение в виде задания для самостоятельного решения - student2.ru

В данном примере задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru , поэтому уравнение будет иметь два корня: задания для самостоятельного решения - student2.ru и задания для самостоятельного решения - student2.ru .
Общую формулу можно сразу немножко детализировать:
задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru

Теперь нужно найти модуль и аргумент комплексного числа задания для самостоятельного решения - student2.ru :
задания для самостоятельного решения - student2.ru
Число задания для самостоятельного решения - student2.ru располагается в первой четверти, поэтому:
задания для самостоятельного решения - student2.ru
Напоминаю, что при нахождении тригонометрической формы комплексного числа всегда желательно сделать чертеж.

Еще более детализируем формулу:
задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru

На чистовик так подробно оформлять, конечно, не нужно, это сделано мной для того, чтобы вам было понятно, откуда что взялось.

Подставляя в формулу значение задания для самостоятельного решения - student2.ru , получаем первый корень:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Подставляя в формулу значение задания для самостоятельного решения - student2.ru , получаем второй корень:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Ответ: задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru

При желании или требовании задания, полученные корни можно перевести обратно в алгебраическую форму.

Пример 9: Решение:
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Пример 10: Решение:
Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент. задания для самостоятельного решения - student2.ru . Поскольку задания для самостоятельного решения - student2.ru (случай 1), то задания для самостоятельного решения - student2.ru . Таким образом: задания для самостоятельного решения - student2.ru – число задания для самостоятельного решения - student2.ru в тригонометрической форме.

Представим в тригонометрической форме число задания для самостоятельного решения - student2.ru . Найдем его модуль и аргумент. задания для самостоятельного решения - student2.ru . Поскольку задания для самостоятельного решения - student2.ru (случай 3), то задания для самостоятельного решения - student2.ru . Таким образом: задания для самостоятельного решения - student2.ru – число задания для самостоятельного решения - student2.ru в тригонометрической форме.

Пример 11: Решение: Представим число в тригонометрической форме: задания для самостоятельного решения - student2.ru . Используем формулу Муавра задания для самостоятельного решения - student2.ru :
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Пример 12: Решение:
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Пример 13: Решение:
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru
задания для самостоятельного решения - student2.ru , задания для самостоятельного решения - student2.ru
Разложим квадратный двучлен на множители:
задания для самостоятельного решения - student2.ru

Наши рекомендации