Без учета влияния экрана земли
Рассчитываем максимальный взлетный коэффициент подъемной силы с учетом приращений от воздействия всех используемых видов механизации крыла: двухщелевого закрылка и предкрылка.
(9)
где определяется по таблице (табл. 2[1]);
– относительная площадь крыла, обслуживаемая закрылками, определяется по таблице (табл. 1, стр.5);
– приращение в радианах для взлетного угла отклонения закрылков, определяется по графику (рис.15, [1]) в зависимости от и ;
– угол стреловидности по оси шарниров, град (табл.1, стр.5).
Примем для данного самолета двухщелевой закрылок, тогда
(10)
где – относительная площадь крыла, обслуживаемая закрылками, (табл. 1, стр.5);
;
.
Максимальный коэффициент подъёмной силы при взлёте без учёта влияния экрана земли подсчитывается по формуле:
(11)
где – коэффициент определен при расчете и построении вспомогательной кривой (стр.11).
Тогда
Угол атаки нулевой подъёмной силы при взлёте:
, (12)
С учетом влияния экрана земли
Приращение коэффициента подъемной силы, вызванное экранным влиянием земли, подсчитывается по формуле
(13)
(14)
где – коэффициент подсчитанный ранее;
– расстояние от края закрылка до земли при взлете, м;
– относительное расстояние от крыла до земли при взлёте, м (табл.1, стр.5);
– хорда средняя крыла с выпущенным закрылком, м (табл.1, стр.5).
Теперь можно определить максимальный коэффициент подъемной силы при взлете с учетом экрана земли по формуле
(15)
.
Угол атаки нулевой подъемной силы на взлете остается таким же, как без учета экрана.
Производная с учётом влияния экрана земли
, (16)
где – производная коэффициента подъемной силы при (табл.1, стр.7);
– фиктивное удлинение крыла, учитывающее влияние экрана земли
(17)
где – эффективное удлинение крыла(табл.1, стр.5);
– размах крыла, м (табл.1, стр.4);
– расстояние от края закрылка до земли при взлете, м (табл.1, стр.5).
Данные для расчета: ; ; ; ;
Тогда
.
Строим взлетные кривые зависимости (рис.3, стр.42): кривая 2 – взлетная кривая без учета влияния экрана земли; кривая 3 – взлетная кривая с учетом влияния экрана земли. Находим дополнительные точки с помощью формул:
(18)
. (19)
Для расчета линейных участков кривых определяют значение в двух точках, например, при и .
Для взлетной кривой без учета влияния экрана земли
.
Точка, соответствующая появлению срывных явлений на крыле,
.
Для взлетной кривой с учетом влияния экрана земли
.
Точка, соответствующая появлению срывных явлений на крыле,
.
По построенным кривым определяем критические углы атаки при взлете без учета экрана земли – 30,850; при взлете с учетом влияния экрана земли
2.4 Расчёт и построение посадочных кривых