Дидактические игры и их усложнение
Используются игры, описанные выше, но с добавлением разнообразия форм, размеров и цветов:
«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Можно убирать и переставлять до трех фигур);
«Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку», «Гаражи»;
«Найди пару», «Геометрическое лото», «Найди свое место в автобусе»;
«Сортировка». (Фигуры группируются по признаку формы, или величины, или цвета).
Замечание: игра «Сортировка» используется психологами для определения уровня развития ребенка:
—Разложи фигуры на 3 (или 2, или 4) группы. Расскажи, по какому признаку ты это сделал. (Самый высокий уровень.)
—Разложи фигуры по цвету (или форме, или размеру). Сколько групп получилось? Расскажи о них.
—Сюда положи круги, сюда — квадраты, сюда — треугольники (или: «Сюда — большие фигуры, сюда — маленькие», или: «Сюда — красные, сюда — синие, сюда — зеленые, сюда — желтые»).
—Дай такие! (Низкий уровень — дети не владеют терминами, но работают по образцу).
Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами (задача 3)
Предварительная работа
Знакомство с объемными формами и моделями объемных геометрических фигур (кубом, шаром, цилиндром и др.) происходит в процессе игр со строительным и др. материалом еще в младших группах:
—Посмотри.
—Возьми.
—Потрогай.
—Назови.
—Покажи.
—Подействуй.
—Дай такой же.
—Дай то, что назову.
Дети отличают предметы по форме, но к моделям относятся как к игрушкам. Воспитатель может познакомить детей с правильными терминами, научить называть и обследовать модели осязательно-двигательным путем (погладить, покатать, построить и др.).
Наглядный материал
Модели объемных геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные): куба, шара, цилиндра, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда.
Строительный материал, конструкторы «Лего», всевозможные вкладыши типа доски Сегена.
Объемные предметы с ярко выраженной формой: шара — мяч, апельсин; куба — кубик, коробка; цилиндра — банка, стакан; конуса — колпак; пирамиды — пакет молока старого образца; призмы — пенал; параллелепипеда — мыло и др.
Методика обучения
В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами.
Последовательность обучения:
1) рассматривание и называние;
2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры;
3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств;
4) упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов.
Фрагмент:
—Что это? (Шарик.)
—Эта форма называется шар. Повторите.
—Какой он? (Гладкий.)
—Что с ним можно делать? (Катать.)
—Покатайте, поиграйте.
—Можно ли из шариков построить башенку? Попробуйте.
—А это что? (Кубик.)
—Эта форма называется куб. Повторите.
—Что с ним можно делать? (Строить.)
—Постройте башню.
—Можно ли куб покатать? Попробуйте.
—Почему куб не катится? (Мешают углы.)
—У куба есть углы. Покажите, посчитайте.
—У куба есть грани. Покажите, посчитайте.
—Какой формы грани куба? (Формы квадрата или квадратной.)
—Эта форма называется цилиндр. Повторите.
—Попробуйте его покатать.
—Попробуйте построить башню из цилиндров.
—Цилиндр может катиться, как шар, и из цилиндров можно строить, как из кубов.
—Какой формы основание цилиндра? (Формы круга или круглое.)
—Есть ли у цилиндра углы? Грани?...
Замечание: аналогично знакомим с другими фигурами в процессе действия с ними, выявляя их свойства.
Только после усвоения объемных моделей предлагаем картинки с их изображением, учим узнавать объемные формы на рисунках.
Полезно использовать картинки с плоскими и объемными геометрическими фигурами для узнавания своего шкафчика.
Дидактические игры
«Послушный — непослушный» (Куб — послушный, поставим — стоит, не двигается; шар — непослушный, поставим — качается; цилиндр — так поставим, послушный, стоит, как куб, так положим — непослушный, качается, как шар);
«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару»;
«Магазин» (Монетами являются модели геометрических фигур такой же формы, как товар: куб — коробка, шар — мячик и др.);
«Чудесный мешочек» (I вариант: «Опусти руку в мешочек, возьми, что хочешь, и, не подглядывая, угадай форму». II вариант: «Достань, что назову!»);
Лекция № 12
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка в пространстве».
2. Значение развития пространственных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства.
4. Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
Особенности развития пространственных представлений...
При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);
2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;
5) определение собственного положения в пространстве;
6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение расположения предметов на плоскости.
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).
На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.
Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.
«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Задание студентам:
Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения.
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово.
Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.
В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов.
Выводы:
Дошкольный возраст — это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.
Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.