Тема урока. Квадратный метр.
Цели урока: 1) повторить известные единицы площади и соотношения между ними;
2) познакомить с новой единицей площади — квадратным метром.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания 5, 6.
Задание 5. Нужно вспомнить формулу вычисления площади прямоугольника:
S = а •b.
В задании даны три задачи на использование этой формулы. Задачи б) и в) — обратные для задачи а).
Задание 6. При увеличении слагаемого на 40 сумма также увеличится на 40. Чтобы сумма уменьшилась на 40, нужно другое слагаемое уменьшить на 80 (сначала уменьшить на 40, чтобы сумма не изменилась, а потом еще на 40, чтобы сумма уменьшилась).
5.Работа в тетрадях
(П) Задания 1, 2, 4, 7, 3*.
Задание 1.
S = 90 • 40 = 3600 (м2); Р = (90 + 40) • 2 = 260 (м).
Задание 2.
18 шагов — 10 м
360 шагов — ? м
Сколько раз по 18 шагов содержат 360 шагов?
360 : 18 = 20 (раз.)
Значит, расстояние от дома до школы — это 20 раз по 10 м;
10 ∙ 20 = 200 (м).
Физкультминутка
Задание3*.
Р = 2-(а + Ь); Р = 1708 м;
1708 : 2 = 854 (м) — полупериметр прямоугольника (сумма длины и ширины).
Дальше можно использовать чертеж.
(854 + 58) : 2 = 456 (м) — длина участка.
Задание7. 140; 730; 301; 48; 340; 166.
Д) Задания8, 9.
Задание8. S = a • b.
1) S = 24 м2, а = 6 м, b = 24 : 6 = 4 (м);
2) S = 24 м2, b = 4 м, а = 24 : 4 = 6 (м);
3) а = 6 м, b= 4 м, S = 6 • 4 = 24 (м2).
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 46
Тема урока. Устное сложение и вычитание многозначных чисел.
Цели урока:1)показать устные приемы сложения и вычитания круглых многозначных чисел;
2) закрепить смысл действий сложения и вычитания.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания3, 1, 4*.
Задание3. Подиаграмме определяем продолжительность жизни деревьев: яблоня — 100лет, береза — 150 лет, дуб — 500лет, сосна — 600лет.
Задание 4*.Условию задачи соответствует рисунок. Вычисления можно делать разными способами. Например:
1)400 + 300 + 440 = 1140(д.) — удвоенное количество всех деревьев;
2) 1140 : 2 = 570 (д.) — количество всех деревьев;
3) 570 - 400 = 170 (елей);
4) 570 - 300 = 270 (лип);
5) 570 - 440 = 130 (сосен)
или
1)400 + 300 = 700 (д.);
2) 700 - 440 = 260 (д.) — удвоенное количество сосен;
3) 260 : 2 = 130 (сосен).
Задача имеет и другие решения.
5.Работа в тетрадях
(П) Задания 2, 5, 6.
Задание 2. Записываются выражения и вычисляются их значения. Например:
а) 5000 + (5000 - 1) = 5000 + 4999 = 9999 и т. д.
Физкультминутка
Задание5.
Д) Задания7, 8.
Задание 7. Если в первый бидон долили еще 4 л молока, в нем стало больше на 16 л, чем во втором. Если же во второй долили 12 л, то в первом стало больше только на 4 л. Можно рассуждать иначе. Сначала в первом бидоне было на 12 л больше молока. Если во второй долили 12 л, в них стало молока поровну. А если долили в первый бидон 4 л — в нем стало на 4 л больше, чем во втором.
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 47
Тема урока. Гектар.
Цель урока:
1)познакомить с новой единицей площади — гектаром.
2) закрепление изученных приёмов сложение и вычитания круглых многозначных чисел
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания 2, 4, 5*.
Задание 2. Нужно сравнить площади четырех участков.
S, = 10 • 10 = 100 (м2);
S2 = 20 • 4 = 80 (м2);
S3 = 300 м2; S4 = 1 га = 10 000 м2.
Значит, S2 < Sx < S3 < S4.
Задание4.Выясняются вопросы: как изменится разность при увеличении или уменьшении уменьшаемого; вычитаемого? Дальше делается вывод, например: а) разность увеличится на 40 и уменьшится на 15 — увеличится на 25 (40 - 15 = 25) и т. д. Объяснения можно сделать на определенных примерах.
Задание5*.Трое детей (1, 2, 3) получили поровну мандарины. Покажем это тремя равными отрезками. Каждый из них съел 4 мандарина, несколько осталось. Если собрать мандарины, которые остались у детей, то получится еще один отрезок, равный каждому из трех. Видно, что этот отрезок состоит из трех равных частей. При этом двум частям соответствует число 4.
1) 4 : 2 = 2 (м.) — одна часть;
2) 4 + 2 = 6 (м.) — получил каждый.
5.Работа в тетрадях
(П) Задания1, 3, 6, 7, 8, 9.
Задание1.С помощью рисунка определяется и записывается:
1 га =100 ∙ 100 = 10 000 м2.
Задание 3. 210 : (30 + 40) = 3 (ч).
Задание 6. Чтобы одна часть прямоугольника была в 4 раза больше другой, нужно прямоугольник разделить на 5 равных частей: одна часть меньше 4 таких частей в 4 раза. Сделать это можно по-разному:
1) разделить на 5 равных частей длину (по 3 см):
S, = 6 • 3 = 18 (см2); S2 = 6 • 12 = 72 (см2);
2) сначала вычислить площадь прямоугольника:
S = 15 • 6 = 90 (см2). Теперь разбить число 90 на 5 частей: 90 : 5 = 18 (см2);
18 • 4 = 72 (см2). В прямоугольнике можно любым способом выделить 18 см2. Остальная часть (72 см2) будет в 4 раза больше. Например, как на рисунках.
Физкультминутка
Задание 8. Дети в тетрадях отмечают по координатам точки А, В, С и соединяют их отрезками. Получится треугольник ABC. Линейкой измеряют длины сторон треугольника и находят его периметр.
Задание 9. Проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания. 30 427; 23 000; 703 000; 470 470.
Д)Задания 10, 11.
Задание 10. 950 - (85 + 110) = 755 (т.).
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 48
Тема урока. Таблица мер площади.
Цели урока:1) составить таблицы мер площади;
2) отрабатывать навыки сравнения единиц площади.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания2, 5, 7, 4*.
Задание2.135 : 9 = 15 (м).
Задание4*.Можно найти несколько закономерностей на схемах а), б), в).
Задание 5.Всего на циферблате 60 минутных делений, от одной цифры до другой — 5 делений. Значит, за час (60 мин) часовая стрелка проходит 5 минутных делений. Тогда одно минутное деление она проходит за 12 мин (60 : 5 = 12), 3 деления — за 36 мин
(12 • 3 = 36), 8 делений (5 и еще 3)— за 1 ч 36 мин.
5.Работа в тетрадях
(П) Задания1, 3, 6.
Задание 1. Все выражения читаются, проговариваются и записываются с опорой на приведенную в учебнике таблицу.
7 дм2 = 700 см2 5600 дм2 ч 56 м2
5 м2 = 500 дм2 300 см2 = 3 дм2
Задание 3. Условие задачи можно представить на рисунке.
Способ I.
1) 478 ∙ 3 = 1434 (км) — расстояние ВС;
2) 478 + 1434 = 1912 (км) — расстояние АС;
3) 1912 + 1434 = 3346 (км) — весь путь.
Способ II. Все расстояние составляет 7 равных частей.
478 ∙ 7 = 3346 (км)
Физкультминутка
Задание 6. Выбираются удобные способы вычислений.
276 - (76 + 189) = 276 - 76 - 189 = 200 - 189 = 11.
Д) Задания 8, 9.
Задание 8. 372 + (372 - 43) = 701 (кг).
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 49