Глобальный эволюционизм и синергетика

Наука второй половины 20 века ликвидировала противоположность физики и биологии в понимании эволюции. Выяснилось, что процессы усложнения организации присущи не только биологическим системам, но и системам неорганической природы (концепция эволюции Вселенной Фридмана и Хаббла, неравновесная термодинамика Пригожина, идея самоорганизации в кибернетике Винера и Эшби). Эволюция затрагивает не только макроскопические тела, но и мир элементарных частиц.

Это привело к формированию концепции глобального эволюционизма, как системы представлений о всеобщем процессе развития природы во всех его многообразных естественноисторических формах: социальной и биологической эволюции, эволюции Земли, солнечной системы, Вселенной. Утверждается мысль, что Вселенная – это не механизм, запущенный Внешним Наблюдателем (Разумом), судьба которого определена раз и навсегда, а непрерывно развивающаяся и самоорганизующаяся система, человек не просто активный внутренний наблюдатель, а действующий элемент системы.

Решающую роль в обоснование глобального эволюционизма внесли три важнейших концептуальных направления в науке 20 века: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции, и созданная на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Согласно первой концепции на начальных стадиях эволюции Вселенной произошло спонтанное нарушение симметрии вакуума, в результате чего единое физическое взаимодействие «расщепилось» на его современные модификации – электромагнитное, сильное, слабое.

Одна из важнейших идей, которые синергетика вносит в современную науку и научную картину мира, является идея необратимости и нелинейности. Она открывает необычные стороны мира: его нестабильность, нелинейность и открытость (различные варианты будущего), возрастающую сложность формообразования и способов объединения в эволюционирующие целостности.

*На основе этих исследований формируется новый образ мира как открытого и сложноорганизованного, который является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Наука окончательно разбивает миф о жестоко детерминированной и безвременной Вселенной. Мир рассматривается как процесс, как последовательность деструктивных и креативных процессов, в котором важную роль играют как детерминистические, так и стохастические процессы. Он полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

Ключевые идеи по рассматриваемому вопросу четко сформулированы И.Пригожиным: нестабильность мира не означает, что он не поддается научному изучению; неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некоторая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения нежизнеспособных форм; устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Это два противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режима развития процесса; порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно: один включает в себя другой – это два аспекта одного целого и они дают нам различное видение мира.

Синергетика радикально изменила понимание отношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией. Оказалось, что хаос не является абсолютной антитезой гармонии, порядка и плодом всепобеждающих разрушительных сил, а является переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии.

Новая философская парадигма видения процессов развития включает в себя такие стороны как нелинейность и многовариантность (альтернативность), стохастичность и непредсказуемость процесса развития, конструктивная роль хаоса и случайности в возникновении нового.

В рамках современных научных представлений о развитии выделяются два различных этапа эволюции сложноорганизованных систем. Один из них характеризуется устойчивостью, линейностью, предсказуемостью, другой – неустойчивостью и нелинейностью. Этот последний этап, как правило, описывается нелинейными уравнениями (уравнениями, которые содержат искомые величины в степенях больше единицы или коэффициенты, зависящие от свойств среды и могущие иметь несколько качественно различных решений). Отсюда вытекает физический смысл нелинейности – множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями. Это дает основание сформулировать одну из центральных для современной концепции самоорганизации идей – идею о наличии поля путей развития для открытых нелинейных систем. Современная наука, таким образом, вновь открывает случайность как существенный элемент мира, объективирующий эволюционные возможности, открывающиеся в точке ветвления его динамики.

Синергетика исследует условия, в которых случайности могут привести к возникновению из хаоса порядка, новой пространственно-временной структуры. Главенствующую роль в окружающем мире играет неустойчивость и неравновесность. В состоянии неустойчивости или вблизи бифуркаций (критических состояний) самое незначительное случайное воздействие может привести к новому принципиально иному состоянию, обусловить то, какая структура из спектра возможных относительно устойчивых структур возникает в данный момент. Системы как бы колеблется перед выбором одного из нескольких путей эволюции. Поведение сложноорганизованных систем непредсказуемо вовсе не потому, что человек не имеет средств проследить и просчитать их траектории, а потому, что мир так устроен.

Но, обосновывая непредсказуемость будущего, отсутствие жестких законов, предначертывающих это будущее, современная наука все же не отрицает, что будущее и настоящее зависят от прошлого.

Таким образом, концепция глобального эволюционизма, формирующаяся в современной науке:

*характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур в них

*рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю

*создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, ответственного за состояние мира, в который он погружен

*является основой синтеза знаний в современной постнеклассической науке

[1] Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М., 1985.

[2] Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

[3] См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001