Формула применяется слева направо
Смотрим на левую часть: . Очевидно, что в нашем примере (и во всех остальных, которые мы рассмотрим) что-то нужно обозначить за u, а что-то за dv.
В интегралах рассматриваемого типа заu всегда обозначается логарифм.
Технически оформление решения реализуется следующим образом, в столбик записываем:
То есть, за u мы обозначили логарифм, а за dv – оставшуюся частьподынтегрального выражения.
Следующий этап: находим дифференциал du:
Дифференциал – это почти то же самое, что и производная, как его находить, мы уже разбирали на предыдущих уроках.
Теперь находим функцию v. Для того чтобы найти функцию v необходимо проинтегрировать правую часть нижнего равенства dv = dx:
Теперь открываем наше решение и конструируем правую часть формулы: .
Вот кстати, и образец чистового решения с небольшими пометками:
Единственный момент, в произведении uv я сразу переставил местами u и v, так как множитель x принято записывать перед логарифмом.
Как видите, применение формулы интегрирования по частям, по сути дела, свело наше решение к двум простым интегралам.
Обратите внимание, что в ряде случаев сразу после применения формулы, под оставшимся интегралом, обязательно проводится упрощение – в рассматриваемом примере мы сократили подынтегральное выражение на «икс».
Выполним проверку. Для этого нужно взять производную от ответа:
Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл решён правильно.
В ходе проверки мы использовали правило дифференцирования произведения: . И это не случайно.
Формула интегрирования по частям и формула – это два взаимно обратных правила.
Пример 2
Найти неопределенный интеграл.
.
Подынтегральная функция представляет собой произведение логарифма на многочлен.
Решаем.
Мы еще один раз подробно распишем порядок применения правила, в дальнейшем примеры будут оформляться более кратко, и, если у Вас возникнут трудности в самостоятельном решении, нужно вернуться обратно к первым двум примерам урока.
Как уже говорилось, за u необходимо обозначить логарифм (то, что он в степени – значения не имеет). За dv обозначаем оставшуюся частьподынтегрального выражения.
Записываем в столбик:
Сначала находим дифференциал du:
Здесь использовано правило дифференцирования сложной функции
.
Не случайно, на самом первом уроке темы Неопределенный интеграл. Примеры решений мы акцентировали внимание на том, что для того, чтобы освоить интегралы, необходимо «набить руку» на производных. С производными придется столкнуться еще не раз.
Теперь находим функцию v, для этого интегрируем правую частьнижнего равенства :
Для интегрирования мы применили простейшую табличную формулу
.
Теперь всё готово для применения формулы . Открываем «звёздочкой» и «конструируем» решение в соответствии с правой частью
:
Под интегралом у нас снова многочлен на логарифм! Поэтому решение опять прерывается и правило интегрирования по частям применяется второй раз. Не забываем, что за u в похожих ситуациях всегда обозначается логарифм.
.
Хорошо бы, если к данному моменту простейшие интегралы и производные Вы умели находить устно.
(1) Не путаемся в знаках! Очень часто здесь теряют минус, также обратите внимание, что минус относится ко всейскобке , и эти скобки нужно корректно раскрыть.
(2) Раскрываем скобки. Последний интеграл упрощаем.
(3) Берем последний интеграл.
(4) «Причесываем» ответ.
Необходимость дважды (а то и трижды) применять правило интегрирования по частям возникает не так уж и редко.
А сейчас пара примеров для самостоятельного решения:
Пример 3
Найти неопределенный интеграл
.
Этот пример решается методом замены переменной (или подведением под знак дифференциала)! Можете также попробовать взять его по частям, получится забавная вещь.
Пример 4
Найти неопределенный интеграл
.
А вот этот интеграл интегрируется по частям (обещанная дробь).
Это примеры для самостоятельного решения, решения и ответы в конце урока.
В примерах 3, 4 подынтегральные функции похожи, а вот методы решения – разные!
В этом-то и состоит основная трудность освоения интегралов – если неправильно подобрать метод решения интеграла, то возиться с ним можно часами, как с самой настоящей головоломкой. Поэтому чем больше вы прорешаете различных интегралов – тем лучше, тем легче пройдут зачет и экзамен. Кроме того, на втором курсе будут дифференциальные уравнения, а без опыта решения интегралов и производных делать там нечего.