Контрольные задания по особенной части

УГОЛОВНОГО ПРАВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Срок выполнения контрольного задания – до 10 декабря.

Контрольные задания оформляются так же, как курсовая работа – на листах А4, с титульным листом, сдаются для проверки в папке-скоросшивателе.

Старосты групп собирают контрольные работы всех студентов группы и передают их для проверки на кафедру.

Студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении проблем. Следует изучить условия задачи, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими. Изложенные в задачах фактические обстоятельства предполагаются установленными и доказанными, не следует считать их спорными. Принятое решение нужно аргументировать со ссылками на нормативные акты, конкретные пункты постановлений Пленумов Верховного Суда. В учебных целях можно ссылаться на опубликованную судебную практику, научно-практические комментарии, статьи, учебные пособия и монографии. Желательно формулировать собственную позицию.

Задачи рекомендуется решать по следующей схеме:

1. Определить, является ли поведение лица общественно опасным с уголовно-правовой точки зрения, под признаки каких составов преступлений оно подпадает. При отрицательном ответе необходимо аргументировать принятое решение, указать, какие признаки состава преступления отсутствуют. При положительном ответе необходимо указать статьи (часть, пункт статьи) Особенной части УК РФ. Если преступление выражается в приготовлении либо покушении или совершен

о в соучастии, то следует применить ст.30, 33 УК РФ. Если в условии задачи фигурируют несколько лиц, то необходимо квалифицировать деяние каждого из них и проанализировать каждый состав преступления.

2. Аргументировать принятое решение со ссылками на нормативные акты, конкретные пункты постановлений Пленумов Верховного Суда. В учебных целях можно ссылаться на опубликованную судебную практику, научно-практические комментарии, статьи, учебные пособия и монографии. Желательно формулировать собственную позицию.

3. Проанализировать по каждой задаче вмененные составы преступлений:

3.1. назвать родовой, видовой, непосредственный (основной, дополнительный) объекты посягательства, а также предмет преступления, если он имеется.

3.2. Установить конструкцию состава преступления (материальный или формальный) и с учетом этого охарактеризовать основные и факультативные признаки объективной стороны (деяние, последствие, причинную связь, способ, место, время, обстановку совершения преступления). Если диспозиция нормы является бланкетной, то при раскрытии признаков объективной стороны необходимо ссылаться на соответствующие нормативные акты.

3.3. Проанализировать субъективную сторону преступления: форму и вид вины (прямой или косвенный умысел, преступное легкомыслие или небрежность), мотив, цель, эмоциональное состояние виновного. Обосновать наличие у него именно такого вида вины.

3.4. Назвать признаки субъекта преступления: возраст, с которого наступает ответственность за данное преступление, вменяемость, специальные признаки, если они имеются.

3.5. Дать характеристику обстоятельствам, усиливающим (квалифицированный состав) или смягчающим (привилегированный состав) ответственность.

3.6. Отграничить анализируемый состав преступления от смежных составов. Например, при анализе грабежа (ст.161 УК РФ) нужно отграничивать его от кражи (ст.158 УК РФ), разбоя (ст.162 УК РФ), вымогательства (ст.163 УК РФ).

Условия задач следует включить в текст работы.

ВЫБОР ВАРИАНТА РАБОТЫ:

Варианты работ распределяются в соответствии с первой буквой фамилии студента. Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых начинаются с буквы «А», «Б».

Второй вариант – с буквы «В», «Г», «Д».

Третий – с буквы «Е», «Ж», «З».

Четвертый – с буквы «И», «К», «Л».

Пятый вариант – с буквы «М», «Н», «О».

Шестой вариант – с буквы «П», «Р».

Седьмой вариант – с буквы «С», «Т», «У».

Восьмой вариант – с буквы «Ф», «Х», «Ц».

Девятый вариант – с буквы «Ч», «Ш», «Щ».

Десятый вариант – с буквы «Э», «Ю», «Я».

Контрольные задания оцениваются в зависимости от правильности и полноты решения задач.

Вариант 1.

Задача 1.

Валеева еще до рождения ребенка имела намерение от него избавиться. Роды произошли у нее дома. Как только ребенок родился, она позвала своего мужа Валеева, и тот, положив ребенка в одеяло, отнес его в отдаленное место парка, положил под дерево и ушел. Ребенок умер. Как установлено судебно-медицинской экспертизой, смерть наступила от переохлаждения.

Квалифицируйте содеянное Валеевыми.

Задача 2.

Работая старшим преподавателем института и имея стаж работы в этой должности 4 года, Громов представил в отдел кадров изготовленную им фиктивную справку о наличии у него 10-летнего стажа педагогической работы. Получая на основании этой справки более высокую зарплату, Громов незаконно получил за несколько лет 120 тыс. рублей.

Квалифицируйте содеянное.

Вариант 2.

Задача 1.

Тюрин во время распития спиртных напитков, поссорился с Фоминым, после чего вытащил из сумки отвертку и нанес ею удар в живот последнему. Фомин был доставлен в больницу и через 3 дня от полученного ранения скончался. Во время допроса Тюрин заявил, что он не хотел убивать Фомина.

Квалифицируйте содеянное.

Задача 2.

Прораб строительно-монтажного управления Носиков по сговору с заведующим складов строительных материалов Злобиным и бригадиром Потаниным за счет ухудшения качества выполняемых работ и завышения их объема создавали излишки цемента и других строительных материалов, которые продавали гражданам. Всего они продали стройматериалов (по их себестоимости) на сумму 230 т.р. Квалифицируйте содеянное каждым.

Вариант 3.

Задача 1.

Николаев в целях завладения семейным имуществом договорился с Топоршиным убить свою жену. Для этой цели они наняли исполнителя убийства Мохова. Реализуя совместный план, Николаев, Топоршин и Мохов обманным путем вывезли потерпевшую в лес, где Мохов в автомашине набросил ей шнур на шею и задушил. Труп был ими сожжен.

Квалифицируйте содеянное каждым.

Задача 2.

Воспитательница детского сада К., пытаясь успокоить капризничающего ребенка, сначала на полчаса закрыла его в пустой комнате, а затем, поскольку он не переставал кричать и кидаться первыми попавшимися вещами, больно ущипнула малыша. Мать ребенка обратилась с жалобой в прокуратуру и попросила привлечь воспитательницу к уголовной ответственности.

Дайте правовую оценку содеянного.

Вариант 4.

Задача 1.

Руководитель учреждения установил на служебные телефоны прослушивающую (записывающую) аппаратуру. Сотрудники об этом не знали. Когда узнали, обратились в прокуратуру, учитывая, что вели по этим телефонам и частные разговоры. Руководитель учреждения мотивировал свои действия тем, что служебные телефоны не предназначены для частных разговоров, тем более междугородных.

Дайте правовую оценку содеянного.

Задача 2.

Трижды судимый за кражу и мошенничество Рудченко в магазине открыл сумочку стоявшей в очереди Деминой и стал вытаскивать оттуда кошелек. Заметив действия Рудченко, Демина схватила его за руку и за борт пиджака. В это время кошелек выпал из руки Рудченко. Безуспешно пытаясь вырваться, Рудченко ударил Демину сначала по руке, после чего убежал.

Квалифицируйте содеянное.

Вариант 5.

Задача 1.

Дочери Агафонова плохо заботились о престарелом больном отце. Агафонов потерял способность передвигаться. Он не мог самостоятельно обеспечивать себя. Летом они оставили его одного в квартире, заперли квартиру и уехали на 2 недели в заграничную поездку. Когда они вернулись домой, Агафонов был уже мертв. Смерть его наступила от дистрофии.

Квалифицируйте содеянное.

Задача 2.

Сотрудник ГИБДД Солдатов ночью заметил автомобиль “Рено”, который мчался с большой скоростью. Через мегафон Солдатов предложил водителю автомашины остановиться. Однако водитель на требование не реагировал. Тогда Солдатов из автомата выстрелил в сторону уезжающего автомобиля. В результате одной из пуль был смертельно ранен пассажир автомашины Петрухин. Как выяснилось впоследствии, водитель “Рено” Кулаков перед случившимся выпил бутылку пива, поэтому боялся остановиться.

Квалифицируйте содеянное.

Вариант 6.

Задача 1.

Ревнуя жену к соседу по лестничной площадке, Потапов позвонил в его квартиру и, когда открылась дверь, оттолкнув хозяина квартиры, зашел в нее и осмотрел. Жену он не обнаружил. Хозяин квартиры обратился в прокуратуру с жалобой о нарушении его соседом неприкосновенности жилища.

Подлежит ли Потапов привлечению к уголовной ответственности?

Задача 2.

17-летний Краснов занимался кражами на рынке. Он проникал под прилавки и тайно похищал товар у продавцов. К своему приступному промыслу он привлек ученика 4 класса 11-летнего подростка Зюзина, обучил его воровским приемам. За участие в кражах обещал часть похищенного. Во время одной из краж Краснов и Зюзин были задержаны на месте преступления потерпевшим.

Квалифицируйте содеянное каждым.

Вариант 7.

Задача 1.

Бездетные супруги Носовы познакомились с Магомедовыми, многодетной семьей беженцев из Закавказья и договорились о том, что Магомедовы передадут Носовым своего 5-летнего сына Андрея, что супруги Носовы усыновят мальчика и дадут ему достойное воспитание и образование.А в “благодарность” за это они подарят семье Магомедовых свой загородный домик, пригодный для проживания, оформив фиктивную сделку купли-продажи недвижимости. Договоренность была полностью реализована.

Квалифицируйте содеянное.

Задача 2.

Волков и Сазонов попросили работника колбасного цеха мясокомбината вынести им из цеха колбасу, пообещав за это бутылку водки. Пронин принес из цеха 3 батона сырокопченой колбасы общей стоимостью 2100 руб. и передал Волкову, получив от него бутылку водки. После этого Волков и Сазонов при выходе с территории мясокомбината были задержаны, а колбаса была у них изъята.

Квалифицируйте содеянное каждым.

Вариант 8.

Задача 1.

Супруги Д. усыновили мальчика из детского дома. Когда усыновленному исполнилось 14 лет, оба усыновителя- супруги Д. погибли в автокатастрофе и мальчика приютила пенсионерка Томина- мать погибших супругов Д. Считая, что мальчик будет меньше переживать гибель родителей, если узнает правду, старая женщина однажды проговорилась мальчику, что Д. не были ему родными родителями. Не выдержав двойного испытания психики, мальчик повесился.

Подлежит ли Томина уголовной ответственности?

Задача 2.

Серко и Пустовалов, взломав с помощью монтировки и ручной пилы-ножовки железную кровлю магазина, проникли внутрь и похитили 3 ящика водки, которые перенесли на берег реки и спрятали в камышах. Возвращаясь домой, они встретили Носова, который был в состоянии алкогольного опьянения, и под предлогом оказания помощи взяли его под руки, отвели от дороги, а затем сняли с него наручные часы стоимостью 4000 руб. и вытащили из внутреннего кармана пиджака деньги в сумме 496 рублей. В ответ на просьбу Носова вернуть ему хотя бы часы Серко ребром ладони ударил его по шее и сказал, что счастливые часов не наблюдают.

Квалифицируйте содеянное каждым.

Вариант 9.

Задача 1.

Иванов тайно похитил из сумки студентки Смирновой курсовую работу, которую после замены титульного листа сдал на кафедру как собственную. Смирнова купила эту работу в Интернете за 10 тыс. рублей.

Дайте правовую оценку содеянного.

Задача 2.

Иванов, Петров и Сидоров договорились о краже деталей автомобилей, находившихся на железнодорожной платформе. Разрезав стальную сетку, которой была оборудована платформа, они сняли с одного из автомобилей детали общей стоимостью 30 тысяч рублей, но были обнаружены охранником. Услышав оклик охранника, они пытались убежать, причем Иванов пытался унести деталь стоимостью 3 тыс. руб., а Петров не взял ничего. Оба были задержаны на месте. Смирнов ждал их неподалеку на автомобиле для вывоза краденого.

Квалифицируйте содеянное каждым.

Вариант 10.

Задача 1.

Хромова забеременела от Донцова и обратилась к нему с требованием признать ребенка и оказать материальную помощь, угрожая в противном случае обратиться в суд. Донцов пригласил Хромову к себе домой для обсуждения вопроса. В доме Донцова нанятые им Сидоркин и Абдуллаев (последний имел нужное образование и инструменты) против воли Хромовой, применив насилие, сделали ей аборт.

Признаки какого состава преступления есть в действиях указанных лиц? Ознакомьтесь со ст. 111, 123 УК РФ.

Задача 2.

Иванов и Петров завезли несовершеннолетних Радаеву и Широкову в лес. Иванов по просьбе Петрова отвел в сторону Радаеву, а Петров в это время стал насиловать Широкову. На крики Широковой о помощи Иванов не отозвался и не отпустил от себя Радаеву, когда же Радаева закричала, он закрыл ей рот рукой.

Квалифицируйте действия Иванова и Петрова.

Наши рекомендации