Примеры построения экономико-математических моделей
Задача №1.1.
Задача о наилучшем использовании ресурсов
Для изготовления двух видов продукции и используют четыре вида ресурсов , , , , которые имеются в количестве 22, 26, 16, 12 усл. ед. соответственно. На изготовление одной единицы продукции требуется 1 ед. ресурса , 2 ед. ресурса и 1 ед. ресурса . Для изготовления одной единицы необходимо 2 единицы ресурса , 1 ед. ресурса и 2 ед. ресурса . Прибыль, получаемая при реализации одной единицы продукции и продукции , составляет 4 д.е. и 3 д.е., соответственно. Необходимо составить такой план производства продукции, при котором прибыль при ее реализации была бы максимальной. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Запишем условие задачи в виде таблицы:
запасы | |||
прибыль |
Построим экономико-математическую модель задачи.
Введем переменные усл. ед. - запланированные объемы производства продукции и соответственно.
В принятых обозначениях:
1) д.е. - прибыль, получаемая при реализации всей продукции и ;
2) ед. – затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции;
3) ед.- затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции;
4) ед. - затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции;
5) ед. - затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции;
6) переменные - по смыслу задачи, неотрицательны.
Учитывая то, что прибыль необходимо максимизировать, а так же ограничения на ресурсы, строим математическую модель задачи:
(1.3)
(1.4)
. (1.5)
Экономико-математическая модель задачи: найти план выпуска продукции , удовлетворяющий условиям (1.3) – (1.5).
Задача №1.2.
Задача о составлении рациона питания
При откорме каждое животное в дневном рационе должно получить не менее 9 ед. белков, 8 ед. углеводов и 11 ед. протеина. Для составления рациона используют два вида корма, представленных в следующей таблице:
Питательные вещества | Количество единиц питательных веществ на 1 кг | |
корма | корма | |
Белки Углеводы Протеин |
Стоимость 1 кг корма первого вида составляет 4 д.е., второго - 6 д.е. Составить дневной рацион питания, имеющий минимальную стоимость. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Введем переменные кг – количество корма вида и количество корма вида соответственно, входящие в состав дневного рациона.
В принятых обозначениях дневной рацион корма должен содержать:
1) единиц белка;
2) единиц углеводов;
3) единиц протеина.
Стоимость дневного рациона составляет д.е.
Переменные - по смыслу задачи, неотрицательны.
Минимизируя стоимость дневного рациона, а также, учитывая, что при откорме каждое животное должно получить не менее 9 ед. белков, 8 ед. углеводов и 11 ед. протеина, строим математическую модель задачи:
(1.6)
(1.7)
. (1.8)
Экономико-математическая модель задачи: составить дневной рацион откорма животных , удовлетворяющий условиям (1.6) – (1.8).
Задача №1.3.
Задача о смесях
Предприниматель собирается производить сплав, содержащий 30% свинца. 30% цинка и 40% олова.
На рынке имеются сплавы . Процентное содержание свинца, цинка, олова, а также стоимость одного кг сплава указаны в таблице
сплав | A | B | C | D | E | F | G | H | I | Необходимо |
№ | ||||||||||
% свинца | ||||||||||
% цинка | ||||||||||
% олова | ||||||||||
cтоим. за 1 кг в д.е. | 4.1 | 4.3 | 5.8 | 6.0 | 7.6 | 7.5 | 7.3 | 6.9 | 7.3 |
Какое количество сплава каждого типа стоит закупить на каждый кг, производимого комбинированного сплава для минимизации затрат. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение
Введем обозначения: кг - объем закупки -го из имеющихся на рынке сплавов , на один кг производимого комбинированного сплава. Отсюда сразу же получаем ограничение на объем закупки каждого из имеющихся на рынке сплавов на один кг производимого комбинированного сплава: .
Равенства ;
;
,
отражают соответственно тот факт, что в одном кг производимого комбинированного сплава доля свинца составляет ровно 30%; цинка 30%; олова 40% соответственно.
д.е. – затраты на один кг, производимого комбинированного сплава.
Экономико-математическая модель задачи:
(1.9)
(1.10)
.
Найти объемы закупок каждого вида из имеющихся сплавов на один кг производимого комбинированного сплава, удовлетворяющие условиям (1.9) и (1.10).
Задача № 1.4.
Задача о раскрое материалов
Для изготовления брусьев длиной 1.2 м , 3 м и 5 м в соотношении 2 : 1: 3 на распил поступают 195 бревен длиной 6 м. Определить план распила, обеспечивающий максимальное число комплектов. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Определим всевозможные способы распила бревен, указав соответствующее число получаемых при этом брусьев.
Способ распила i | Число, получаемых брусьев | ||
1.2 | 3.0 | 5.0 | |
- | - | ||
- | |||
- | - | ||
- | - |
Обозначим через - число бревен, распиленных -ым способом ; – число комплектов брусьев.
Учитывая, что все бревна должны быть распилены, а число брусьев каждого размера должно удовлетворять условию комплектности, экономико-математическая модель задачи примет вид:
(1.11)
(1.12)
Определить оптимальный план распила бревен , максимизирующий общее число комплектов и удовлетворяющий ограничениям (1.12).
Задача № 1.5.
На участок строящейся дороги необходимо вывезти 20 000 каменных материалов. В районе строительства имеются три карьера с запасами 8 000 , 9 000 и 10 000 . Для погрузки материалов используются экскаваторы, имеющие производительность 250 в смену в карьерах 1 и 2 и 500 в смену в карьере 3.
На погрузку материалов для рассматриваемого участка выделен для экскаваторов общий лимит 60 машинных смен с правом использования его по усмотрению строителей
Транспортные затраты на перевозку материалов характеризуются показателями: для перевозки 10 000 материалов из карьера 1 требуется 1000 автомобильных смен, из карьера 2 – 1350, из карьера 3 – 1700. Требуется найти оптимальный план перевозок, обеспечивающий минимальные транспортные затраты. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Примем за единицу измерения количества материалов равное 10 000 .
Обозначим , , ед. - объемы добычи материалов в карьере 1, 2, 3 соответственно.
Равенство в принятых обозначениях означает, что на участок строящейся дороги необходимо вывезти 2 ед. каменных материалов.
По условию задачи для погрузки материалов используются экскаваторы, имеющие производительность 0,025 ед. в смену в карьерах 1 и 2 и 0,05 ед. в смену в карьере 3.
Ограничение по наличию ресурса «фонд рабочего времени экскаваторов» не должен превышать 60 машинных смен, можно записать в виде .
По условию задачи, запас материалов в карьерах ограничен. Этот факт в принятых обозначениях отражают ограничения:
Полные транспортные затраты в количестве автомобильных смен составят:
.
Экономико-математическая модель задачи:
(1.11)
(1,12)
Найти оптимальные объемы добычи материалов , удовлетворяющие условиям (1.11) и (1.12).
Задача №1.6.
Рассматривается проблема принятия инвестором решения о вложении, имеющегося у него капитала. Набор характеристик потенциальных объектов для инвестирования, имеющих условные наименования от 1 до 6 , задается следующей таблицей.
№ | Доходность за один год в % | срок выкупа | надежность в баллах |
При принятии решения о приобретении активов должны быть соблюдены условия:
а) суммарный объем капитала, который должен быть вложен, составляет 100 000 д.е.;
б) доля средств, вложенных в один объект, не может превышать четверти от всего объема;
в) более половины всех средств должны быть вложены в долгосрочные активы (допустим, на рассматриваемый момент к таковым относятся активы со сроком погашения после 2010);
г) доля активов имеющих надежность менее чем 3 балла, не может превышать трети от суммарного объема.
Необходимо максимизировать суммарный доход инвестора от размещения активов. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Введем обозначения: д.е. - объемы средств, вложенные в активы -ой фирмы.
В принятых обозначениях:
д.е. – суммарный доход.
д.е. - суммарный объем капитала, вложенный в перечисленные активы.
Условия того, что доля средств, вложенных в один объект, не может превышать четверти от всего объема, можно представить в виде системы неравенств:
Условие того, что более половины всех средств должны быть вложены в долгосрочные активы, можно записать в виде неравенства: .
Так как доля активов имеющих надежность менее чем 3 балла, не может превышать трети от суммарного объема, то должно выполняться неравенство:
.
Экономико-математическая модель задачи:
(1.13)
(1.14)
Найти объемы средств , вложенные в активы, удовлетворяющие условиям (1.13) и (1.14).
Задача № 1.7.
Из пункта А в пункт В ежедневно отправляются пассажирские и скорые поезда. Данные об организации перевозок следующие:
Поезда | Количество вагонов в поезде | |||||
багажный | почтовый | плацкар | купейн. | мягкий | ||
Скорый | ||||||
Пассажирский | - | |||||
Число пассажиров | - | - | ||||
Парк вагонов | ||||||
Сколько должно быть сформировано скорых и пассажирских поездов, чтобы перевезти наибольшее количество пассажиров? Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Пусть - количество сформированных скорых поездов; - пассажирских поездов.
Математическая модель задачи:
при условии выполнения ограничений:
Задача № 1.8.
Транспортная задача
Четыре овощехранилища каждый день обеспечивают картофелем три магазина. Магазины подали заявки на доставку картофеля на 17, 12, 32 т., соответственно. Овощехранилища имеют 20, 20, 15 и 25 т. соответственно. Тарифы в д.е. за 1 т. доставки картофеля указаны в таблице:
Овоще - хранилища | магазины | ||
Составить план перевозок, минимизирующий суммарные транспортные расходы. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение.
Пусть т. картофеля доставлено из -го овощехранилища в -ый магазин .
Математическая модель задачи:
найти план перевозок , удовлетворяющий условиям
,
.