Методика обучения счету с помощью различных анализаторов (задача 2)

Предварительная работа

После выработки навыков счета предметов показываем де­тям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к по­ниманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.

Задание студентам:

Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущест­венно задействуется.

 

Анализаторы

Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный

Счет по образцу (задача 2-а)

Наглядный материал

• Наборы одинаковых предметов.

• Демонстрационный материал для фланелефафа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фи­гуры).

• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).

Методика обучения счету с помощью различных анализаторов (задача 2) - student2.ru

Рис.3

• Наборы «Учись считать».

• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).

Методика обучения

I этап

Инструкция дается небольшими порциями, по мере вы­полнения задания. Результат проговаривается с помощью вос­питателя.

Схема:

—Что это?

—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?

—Посчитай,

—Сколько …?

—Отсчитай столько …, сколько….

—Сколько отсчитал □?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

II этап

Инструкция дается целиком, в последовательности выполне­ния задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.

Схема:

— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….

—Сколько отсчитал □?

—Почему столько?

—По скольку □ и □?

III этап

Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о вы­полнении (анализирует).

Схема:

— Отсчитай столько О, сколько у меня П.

— Расскажи, что у тебя получилось и почему так.

Усложнения

1. Увеличиваем количество от 1 до 10.

2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).

3. Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)

4. Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)

5. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)

6. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.

Дидактические игры

«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вра­щается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.);

флажков».);

«Поручения». («Принеси столько

«Магазин». (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)

Счет по названному числу (задача 2-6)

Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Прово­дится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:

—Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)

—Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)

—Отложи кругов на один больше, чем число, которое я на­зову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».)

После выполнения задания обязательно его проанализиро­вать:

—Сколько отложил?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

Счет по цифровому изображению (задача 2-в)

Счет по цифровому изображению начинается после знакомст­ва детей с цифрами и используется в различных видах заданий:

—Отложи столько [7] квадратов.

—Покажи цифрой, сколько у меня грибов.

- Покажи цифрой, на сколько пять меньше шести.

—Подпрыгни столько 5 раз.

Счет на слух (счет звуков) (задача 2-г)

Особенности наглядного материала

Рекомендуемые музыкальные инструменты: барабан, метал­лофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.

Замечание: не дают четкого одинокого звука: бубен, погре­мушка, колокольчик, гармошка.

Методика обучения

Подготовительный этап:

Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одно­му звуку соотносится действие (например, появление игрушки).

Фрагмент:

Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.

—Сколько звуков услышали?

—Сколько игрушек появилось?...

Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).

—Сколько звуков услышали?

—Сколько игрушек убрали?

I этап

Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания да­ются поэтапно по мере выполнения.

Схема:

—Посчитай, сколько звуков.

—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

II этап

Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, ис­пользуем ширму). Инструкция дается целиком, но в последова­тельности выполнения заданий, с напоминанием действий.

Схема:

Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.

Посчитали? А теперь откладывайте.

Сколько отложили? Почему столько?

III этап

Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свобод­ной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анали­зируют сами.

Схема:

Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.

Расскажите, что и как вы сделали.

Усложнения

Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.

Уменьшаем интервалы между звуками.

Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.

Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с за­крытыми глазами, или используем магнитофонную запись).

Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».

Дидактические игры

«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картин­ках.) и др.

Наши рекомендации