Методика обучения счету с помощью различных анализаторов (задача 2)
Предварительная работа
После выработки навыков счета предметов показываем детям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к пониманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.
Задание студентам:
Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущественно задействуется.
Анализаторы
Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный
Счет по образцу (задача 2-а)
Наглядный материал
• Наборы одинаковых предметов.
• Демонстрационный материал для фланелефафа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры).
• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).
Рис.3 |
• Наборы «Учись считать».
• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).
Методика обучения
I этап
Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя.
Схема:
—Что это?
—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?
—Посчитай,
—Сколько …?
—Отсчитай столько …, сколько….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап
Инструкция дается целиком, в последовательности выполнения задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.
Схема:
— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—По скольку □ и □?
III этап
Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о выполнении (анализирует).
Схема:
— Отсчитай столько О, сколько у меня П.
— Расскажи, что у тебя получилось и почему так.
Усложнения
1. Увеличиваем количество от 1 до 10.
2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).
3. Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)
4. Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)
5. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)
6. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.
Дидактические игры
«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вращается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.);
флажков».); |
«Поручения». («Принеси столько
«Магазин». (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)
Счет по названному числу (задача 2-6)
Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Проводится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:
—Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)
—Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)
—Отложи кругов на один больше, чем число, которое я назову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».)
После выполнения задания обязательно его проанализировать:
—Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
Счет по цифровому изображению (задача 2-в)
Счет по цифровому изображению начинается после знакомства детей с цифрами и используется в различных видах заданий:
—Отложи столько [7] квадратов.
—Покажи цифрой, сколько у меня грибов.
- Покажи цифрой, на сколько пять меньше шести.
—Подпрыгни столько 5 раз.
Счет на слух (счет звуков) (задача 2-г)
Особенности наглядного материала
Рекомендуемые музыкальные инструменты: барабан, металлофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.
Замечание: не дают четкого одинокого звука: бубен, погремушка, колокольчик, гармошка.
Методика обучения
Подготовительный этап:
Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одному звуку соотносится действие (например, появление игрушки).
Фрагмент:
Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек появилось?...
Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек убрали?
I этап
Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания даются поэтапно по мере выполнения.
Схема:
—Посчитай, сколько звуков.
—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап
Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, используем ширму). Инструкция дается целиком, но в последовательности выполнения заданий, с напоминанием действий.
Схема:
Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.
Посчитали? А теперь откладывайте.
Сколько отложили? Почему столько?
III этап
Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свободной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анализируют сами.
Схема:
Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.
Расскажите, что и как вы сделали.
Усложнения
Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.
Уменьшаем интервалы между звуками.
Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.
Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем магнитофонную запись).
Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».
Дидактические игры
«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картинках.) и др.