Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Методы выявления уровня математических представлений у дошкольников

План:

1. Теоретическое обоснование развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста

1.2 Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста

2. Методика работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

2.1 Ознакомление детей дошкольного возраста элементарным математическим

2.2 Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий представлениям на занятиях в свете современных требований

Литература

Теоретическое обоснование развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Предматематическая подготовка очень важна не столько с предметной, сколько с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходит тогда, когда ребенок научается видеть отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы. Не случайно все психологические тесты готовности шестилетнего ребенка к школе построены на определении им адекватности восприятия не количественных характеристик, а формы: её распознавания и воспроизведения. При этом для успешного становления восприятия количественных и пространственных характеристик у ребенка должна сформироваться операция анализа, позволяющая производить выделение нужной характеристики рассматриваемого явления и абстрагирования от других, не существующих для данного процесса признаков. Например, при решении арифметической задачи важны, только количественные характеристики объектов является несущественным признаком. Становление же операции анализа, как доказано психологами, не является самостоятельным и тем более быстро идущим, не требующим коррекции процессом. Операция анализа формируется в неразрывной связи с предшествующей ей операцией синтеза, а качество их сформированности в значительной мере зависит от технологии формирования.

Занятие математикой приобретает особое значение, а связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических заданий. И в свою очередь воспитательный процесс не мыслим без принципов обучения, которые в данное время используются всеми специалистами. Принципы важны для уточнения подхода к каждому ребенку и использование их на практике.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого в отдельности. Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении очень важно, выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Следующий принципнаучности обученияи его доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), и особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления. В процессе усвоения математических знаний и умений дети овладевают специальной математической терминологией (названия чисел, геометрических фигур, параметров величины, арифметических действий и др.). Воспитатель должен помнить, что отдельные слова и выражения, сложные для детей даже старшего дошкольного возраста, не следует вводить в словарь ребенка.

Принцип систематичностии последовательностипредполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Воспитатель распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания. Отсутствие четкой системы в обучении, прежде всего, негативно сказывается на познавательной активности детей, так как им каждый раз приходится встречаться со сложностью установления связей между имеющимися у них и новыми знаниями, умениями. Дети ощущают неуверенность, поэтому ожидают от воспитателя помощи, подсказки.

Таким образом, важным показателем умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста является, сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

Наши рекомендации