УРОК 28. Число и цифра 3 (с. 58—59)
Цели урока:
1) показать образование числа 3, научить правильно соотносить цифру 3 с числом предметов, писать цифру 3;
2) повторить образование чисел 1 и 2, закрепить умение писать цифры 1 и 2.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устные упражнения и практические работы.
1) Счет прямой и обратный от 1 до 10, от 6 до 10, от 7 до 3.
2) Игра «Покажи цифру».
Учитель поочередно показывает карточки с картинками, на которых изображены разные предметы в количестве 1 или 2. Дети в ответ поднимают и показывают карточки с соответствующими числами.
3) Повторение.
— Положите перед собой одну палочку.
— Сколько палочек надо добавить, чтобы их стало две? (Одну.)
— Положите еще одну палочку перед собой. Сколько всего? (Две.)
— Как получили? (К одной палочке прибавили еще одну палочку.)
3. Физкультминутка.
Скороговорка. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. (Повторяется трижды.)
4. Знакомство с числом 3.
1) Загадка.
У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (Светофор.) |
— О чем идет речь? Сколько цветов у светофора? Назови их. Зачем нужен светофор?
— Положите перед собой два кружка. Добавьте еще один кружок. Сколько кружков стало? Как получили 3 кружка? (К двум прибавили еще один.)
— Число «три» обозначают цифрой 3. (Учитель показывает карточку с цифрой 3.)
— Где вы видели такую цифру? (Ответы детей.)
2) Работа по учебнику. (С. 58—59.)
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
— Сколько цыплят у курицы вылупилось раньше? (2.)
— Сколько стало теперь? (3.)
— Как получилось 3 цыпленка? (2 + 1 = 3.)
— Какой цифрой мы обозначим число 3? Покажите. (Дети показывают карточку с цифрой 3.)
— Положите на стол 3 квадрата. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (2.) Как получили 2? (3 – 1 = 2.)
Упр. 1, с. 58. Счет тройками. Здесь важно, чтобы дети осознали преимущества счета группами чисел. Полезно также предложить детям картинку, на которой изображены 6 пар коньков и 2 тройки хоккеистов.
— Кого на картинке удобно считать тройками? (Хоккеистов.)
— Сколько троек хоккеистов на поле? (2 тройки.)
— Сколько всего хоккеистов? (6.)
— Что на картинке мы будем считать парами? (Коньки.)
— Сколько пар коньков вы видите? (6 пар.)
— Хватит ли каждому хоккеисту по паре коньков? (Да.)
Упр. 2, с. 58. Это задание направлено на усвоение места числа 3 в числовом ряду, формирование зрительного образа расположения чисел 1, 2 и 3 на числовой прямой и закрепление представлений о взаимном расположении точек на прямой (справа, слева, между).
Упр. 3, с. 59. Все возможные варианты уплаты 3 рублей показываются детьми с помощью монет из Приложения: 1 + 1 + 1, 2 + 1, 1 + 2.
Упр. 4, с. 59. После рассмотрения иллюстрации в учебнике дети сами придумывают и рисуют в тетради другие фигуры из трех клеток.
5. Физкультминутка.
Белка шла, шла, шла, Белый гриб нашла. Раз грибок, два грибок, три грибок. Положила в кузовок. |
6. Работа в тетради.Письмо цифры 3.
7. Физкультминутка.
Еж по лесу шел, шел, шел. На обед грибы нашел. Два — под березой, Один — у осины. Сколько грибов в плетеной корзине? |
8. Работа по учебнику. (Продолжение.)
Выборочное выполнение заданий № 5—6, с. 59.
9. Итог урока.
УРОК 3 (вторая четверть).
Число и цифра 7 (Часть 1, с. 78—79)
Цели урока:
1) показать образование числа 7, научить соотносить цифру 7 с числом предметов, писать цифру 7;
2) повторить образование чисел 1, 2, 3, 4, 5 и 6, закрепить умение писать цифры 5 и 6.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устные упражнения и практические работы.
1) Счет прямой и обратный от 1 до 10, от 5 до 9, от 7 до 2.
2) Игра «Покажи цифру».
Учитель поочередно показывает карточки с картинками, на которых изображены разные предметы в количестве от 1 до 6. Дети в ответ поднимают и показывают карточки с соответствующими цифрами.
3) Повторение.
— Положите перед собой 5 палочек.
— Сколько палочек надо добавить, чтобы их стало 6? (Одну.)
— Положите еще одну палочку перед собой. Сколько всего? (6.)
— Как получили? (К 5 палочкам прибавили 1 палочку.)
3. Подготовка к знакомству с числом 7.
— Сегодня на уроке у нас гости: Белоснежка и гномики. На наш урок математики они принесли разные задания из сказочной школы. Попробуйте справиться с ними.
1-й гном.
— На доске выставлен ряд чисел:
Какое число заблудилось? Где его место? Переставьте нужные карточки.
2-й гном.
— С помощью кассы цифр покажите самое маленькое число в ряду от 1 до 6; самое большое число. Покажите число, которое стоит слева от 2, справа от 5. Покажите число между 3 и 5, следующее за ним число, число, которое стоит перед 4.
3-й гном.
— Я задумал число, прибавил к нему 1 и получил 6. Какое число я задумал?
4-й гном.
— Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Как называют день недели, который будет завтра? который был вчера? Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника. (По ходу ответов учеников учитель прикрепляет к доске таблички со словами: понедельник,вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. См. учебник на с. 79, № 5.)
5-й гном.
— Отгадайте загадку: «Красивое коромысло над рекою повисло». (Радуга.) (На доске вывешивается картинка с изображением радуги.)
— Сколько цветов у радуги? Какие? (Дети отвечают, а учитель выставляет на доске в виде ромашки 7 цветных кружков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
6-й гном.
— Как бы вы назвали этот цветок? (Дети могут предлагать разные названия, но желательно остановиться на имени «Цветик-семицветик».) Объясните, почему его так назвали.
7-й гном.
— Кто догадался, о каком числе мы будем сегодня говорить? (7.)
— Положите перед собой 6 палочек. Добавьте еще одну палочку. Сколько стало? Как получили 7 палочек? (К 6 палочкам прибавили еще 1 палочку.)
Белоснежка.
— Число семь обозначают цифрой 7. (Показывает карточку с цифрой 7.)
— Где вы видели такую цифру? (Ответы детей.)
4. Физкультминутка.
Сколько гномиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько здесь цветных кругов, Столько сделаем хлопков. |
5. Работа по учебнику.(С. 78—79.)
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
— Сколько цыплят у курицы вылупилось раньше? (6.)
— Сколько стало теперь? (7.)
— Как получилось 7 цыплят? (6 + 1 = 7.)
— Какой цифрой мы обозначим число 7? Покажите. (Дети показывают карточку с цифрой 7.)
— Положите на стол 7 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (6.) Как получили 6? (7–1 = 6.)
Упр. 1, с. 78. Задание направлено на выяснение состава числа 7. Раскладывая 7 семечек в две тарелки, дети перебирают все возможные способы и приходят к выводу, что 7 — это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6.
Упр. 2, с. 78. Это задание имеет целью познакомить учащихся с местом числа 7 в числовом ряду, закрепить представления о взаимном расположении чисел от 1 до 7 на прямой.
Упр. 3, с. 78. Все возможные варианты уплаты 7 рублей показываются детьми с помощью монет из Приложения.
Упр. 4, с. 79. После рассмотрения иллюстрации в учебнике дети сами придумывают и рисуют в тетради другие фигуры из семи клеток.
6. Физкультминутка.
Раз — подняться, подтянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за парту сесть опять, Семь — начинаем мы писать. |
7. Работа в тетради.Письмо цифры 7.
8. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, Надоело нам писать. Мы немножко постоим, Отдохнем и помолчим. А потом опять Из учебника решать. |
9. Работа с учебником. (Продолжение.)
10. Итог урока.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ:
«В гостях у десятка» (с. 90—91)
Цели урока:
1) закрепить знания учащихся о нумерации чисел первого десятка, состав чисел в пределах 10, навыки счета;
2) развивать наблюдательность, смекалку и фантазию.
Материалы и оборудование:
1. Бумажные модели ракет (3 штуки) с отверстием в виде иллюминатора.
2. Кроссворд.
3. Изображения Белочки, Деда Мороза, Золушки, Карлсона, Мышки, Паровоза.
4. 2 набора цифр от 1 до 9 с буквами на оборотной стороне.
5. Касса цифр.
6. Круговой пример с прорезями для карточек с ответами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Подготовка к путешествию на сказочную, веселую планету Математика.
2. Игра-эстафета «Запуск ракеты».
— Итак, в путь! Начнем наше необычное путешествие на планету Математика. (Учитель показывает на красочно оформленную доску.)
Весело живут на той планете Взрослые и дети. Управляют там мальчишки, Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. |
— Кто же главный на планете Математика? К кому мы полетим? (Числа.)
— Планета эта находится очень далеко от Земли. И лететь нам придется на ракете. Сколько ракет приготовлено к старту? (3.)
— Правильно! Каждый ряд полетит на своей ракете.
3. Выполнение логических упражнений на нумерацию.
— Наконец мы поднялись в небо. Летим день, летим другой, третий... И вот в иллюминаторе показалась планета.
Учитель вставляет в иллюминаторы ракет по одному кругу с заданием и поясняет, что задания разные, так как каждая ракета видит планету со своей стороны.
— Найдите на картинке все цифры от 0 до 9. (На каждом из трех рисунков вразброс даны цифры от 0 до 9 разного цвета, размера, начертания.)
— Мы выполнили все задания и спустились на планету Математика. Вокруг нас цифры. Они приветствуют нас, дарят нам свои фотографии. Не верите, загляните в свои тетради.
Учащиеся находят в учебнике или тетради открытки с цифрами от 1 до 9.
— А у меня, ребята, две фотографии цифр. (Учитель читает стихи и демонстрирует две карточки из кассы цифр.)
Цифра вроде буквы О — Это ноль, иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это — десять. (С. Маршак) |
— Это число нам хорошо знакомо. Вы знаете, как оно записывается, как читается. Умеете считать до 10, решать примеры и задачи, знаете состав 10 и умеете дополнять любое однозначное число до 10.
Десяток будет вашим экскурсоводом на планете Математика. Он вместе с учебником поможет вам выбрать наиболее интересный маршрут. От имени Десятка учитель обращается к детям со словами:
Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело смелей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу! (Ю. Яковлев) |
Затем учитель просит учащихся выставить по порядку карточки-фотографии цифр сначала с красными цифрами, а потом с синими. На доске появляются два набора карточек.
По команде учителя один ученик переворачивает оборотной стороной красные карточки, а другой — синие, и учащиеся узнают следующий вид заданий, который задал Десяток: ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД.
4. Отгадывание кроссворда. Выполнение упражнений учебника (с. 90, № 1—7).
1) Десяток задает ученикам загадку, ответ на которую есть первое слово кроссворда:
По десятку на шесточке Сели умные кружочки И считают громко вслух. Только слышно: стук да стук! (Счеты.) |
Далее учитель предлагает детям показать Десятку, как они знают состав числа 9, и выполнить задание № 1 на с. 90.
2) Второе слово кроссворда — ответ к загадке:
Старик у ворот Тепло уволок, Сам не бежит И стоять не велит. (Мороз.) |
Учитель вспоминает с учащимися о предстоящем празднике Нового года, о Деде Морозе и, показывая на картинку к упражнению № 2 учебника, говорит:
Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же всякие предметы. Стали мы пакет вскрывать, Содержимое считать: Два квадрата очень синих... |
(Далее дети вместе с учителем продолжают перечислять: два синих маленьких треугольника, пять желтых маленьких треугольников, один большой желтый треугольник.)
Все лежит в пакетах этих! Сколько ж в них фигурок, дети? |
Затем дети определяют, по какому признаку Дед Мороз разделил эти фигуры на два пакета, и дают пояснения к соответствующим примерам.
3) Чтобы узнать третье слово кроссворда, ученики разгадывают загадку Деда Мороза:
Зимой и летом одним цветом. (Ель.) |
Дети отыскивают на страницах учебника задание Ели. Это № 3, где требуется вставить вместо кружков знаки «+» или «—» так, чтобы записи стали верными.
4) Четвертое слово — ответ к загадке:
Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. (Книга.) |
Выполнение задания № 4, с. 90.
5) Пятое слово кроссворда — ответ к загадке Книги:
Большой, полосатый и сладкий Под солнцем на грядке. (Арбуз.) |
Выполнение задания № 5, с. 90.
5. Физкультминутка «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! |
6. Продолжение отгадывания кроссворда.
1) Шестое слово — ответ к загадке Арбуза:
В десять одежек плотно одет, Часто приходит к нам на обед. Но лишь за столом ты его позовешь, Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.) |
Решение задач № 6, с. 91.
2) Седьмое слово — ответ к загадке Лука:
Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали — Десять, не одну достали! Как ее названье, дети? (Картошка.) |
Выполнение задания № 7, с. 91.
3) Восьмое слово — ответ к загадке Картошки:
Четвертый месяц так шагает, Что с треском лопается лед. (Апрель.) |
Учитель: «Разгадав кроссворд, вы узнали ключевое слово — СМЕКАЛКА. Именно смекалка помогала нам сегодня выполнять трудные задания».
7. Итог урока.
— На какой планете мы сегодня побывали?
— Что мы там делали? Кого встретили?
— Кто нам подарил свои фотографии? Сколько их у нас?
— Вам понравилось это путешествие?
Урок 16 (вторая четверть).
Задача (Часть 1, с. 104—105)
Цели урока:
1) уточнить термины, связанные с понятием задача: условие, вопрос, решение, ответ, познакомить учащихся с составом задачи; учить выбору действия при решении задачи;
2) закрепить вычислительные приемы вида: ϒ ± 1, ϒ ± 2.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устные упражнения и практические работы.
1) На доске записаны примеры:
4 + 1 6 – 0 5 – 2 7 + 1 3 + 2 5 – 1 7 + 2 9 + 0 |
— В каких примерах ответ можно назвать сразу, не выполняя вычислений?
(В примерах с нулем.)
— Прочитайте эти примеры. (6 – 0 и 9 – 0.)
— Какими правилами вы воспользуетесь при вычислениях с нулем? (Если к числу прибавить 0 или из числа вычесть 0, то получится то же самое число.)
— Решите примеры с нулем.
— Каким правилом вы воспользуетесь при вычислениях с единицей? (Если к числу прибавить единицу, то получится следующее за ним число. Если вычесть единицу, то получится предыдущее число.)
— Прочитайте эти примеры и решите их.
— Каким правилом вы воспользуетесь при прибавлении числа 2? вычитании числа 2?
(Чтобы к числу прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, а потом еще 1. Чтобы из числа вычесть 2, нужно сначала вычесть 1, а потом еще 1.)
— Прочитайте эти примеры по-разному и решите их.
2) На доске два набора картинок.
Составьте рассказы по картинкам и примерам.
Дети придумывают по картинкам разные истории, а учитель следит за тем, чтобы в этих рассказах прозвучали числовые данные и вопрос, что нужно найти. В противном случае учитель задает дополнительные, наводящие вопросы.
Иллюстрируя рассказы детей с помощью карточек с цифрами и знаком вопроса, учитель готовит детей к восприятию в дальнейшем краткой записи задачи. При этом дети должны заметить, что сюжеты рассказов по каждой картинке они придумали разные, а схемы одни и те же.
3. Физкультминутка.
4. Изучение нового материала.
На столе у учителя выложены картинки с изображением грибов. У учителя в руках корзина и фигурка Незнайки.
— Сейчас я расскажу очень короткую историю о том, как Незнайка собирал грибы. Слушайте внимательно.
Сначала Незнайка нашел 4 гриба (учитель показывает грибы, кладет их в корзину и на доску прикрепляет карточку с цифрой 4), а потом еще 2 гриба (показывает грибы, кладет в корзину и на доску рядом с цифрой 4 прикрепляет карточку с цифрой 2). Сколько всего грибов нашел Незнайка? (Ответ скрыт, а под цифрами 4 и 2 учитель прикрепляет карточку со знаком вопроса.)
— Такие истории в математике называют задачами. (Учитель прикрепляет табличку «Задача».) Давайте повторим задачу. Что в задаче мы знаем? (Незнайка нашел сначала 4 гриба, а потом еще 2 гриба.) Это условие задачи. (Рядом с цифрами 4 и 2 учитель прикрепляет карточку «Условие».) А о чем спрашивается в задаче? (Сколько всего грибов нашел Незнайка?) Это вопрос задачи. (На доске появляется табличка «Вопрос».) Всякая задача состоит из условия и вопроса. (Учитель проводит мелом соединительные линии от задачи к условию и вопросу.)
Теперь мы будем задачу решать. Как узнать, сколько всего грибов нашел Незнайка? (4 + 2.) Запишем этот пример и сосчитаем. (Учитель пишет на доске: 4 + 2 = 6 (г.).) Это решение задачи. (Выставляет рядом с этой записью табличку «Решение».)
Сколько же у нас получилось? (6.) Шесть грибов — это ответ задачи. (Пишет на доске 6 грибов и рядом прикрепляет табличку «Ответ».)
Так на доске появляется следующая схема:
5. Работа по учебнику.(Часть 1, с. 104—105.)
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
—Сколько тетрадей было у Маши? (3.) Сколько тетрадей у Вити? (2.) Скажите полностью условие задачи. Прочитайте вопрос задачи. Можем мы узнать, сколько тетрадей было у Маши и Вити? (Да.) Как мы это узнаем? (3 + 2.) Сколько получится? (5 тетрадей.) Ответили мы на вопрос задачи? (Да.) Скажите решение задачи. Скажите ответ.
Упр. 1, с. 104.
— Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос. О чем говорится в этой задаче? Что известно? Скажите полностью условие задачи. Что нужно узнать? Повторите вопрос задачи. Как узнать, сколько машин осталось в гараже? (4 – 1.) Сколько получится? (3.) Какие числа пропущены в решении задачи? (1 и 3.) Допишите решение. Скажите ответ задачи. (3 машины.) Заполните пропуски в ответе.
6. Физкультминутка.
7. Работа по учебнику. (Продолжение.)
Упр. 2, с. 104. Это задание направлено на закрепление умений выделять в задаче условие и вопрос, находить решение и формулировать ответ. При наличии времени решения этих задач желательно записать в тетради.
Упр. 3, с. 105. Это упражнение служит закреплению умений моделировать примеры в несколько действий с помощью красных и синих граней игральных кубиков. Беседа с учащимися здесь может быть построена так: «С какой точки числового отрезка начинает свой путь зеленая фишка? (С точки 1.) Запишем это число в первую клеточку (в начале примера). Какая грань кубика стоит первой в маршруте движения зеленой фишки? (Красная грань.) Сколько точек показано на этой грани? (5.) Что означает в примере красная грань с пятью точками? (Плюс 5.) Запишем число 5 во вторую клеточку примера. Назовите следующую грань в маршруте этой фишки. (Синяя грань с четырьмя точками.) Что она будет означать в примере? (Минус 4.) Запишите это число в пример. Какое число запишем в следующую пустую клеточку примера? (2.) Почему? (В маршруте движения фишки после грани, обозначающей минус 4, стоит красная грань с двумя точками, то есть плюс 2). Прочитайте полученный пример. Решите его. Сколько получилось в ответе? (4.)».
Заметим, что на этом этапе уже желательно, чтобы дети старались читать маршрут движения фишки, не называя цвет грани кубика и не указывая, сколько точек на ней обозначено (например, красная грань с пятью точками).
Лучше, если учащиеся будут характеризовать каждую грань, называя знак действия и число. Так, в первом примере это будут грани: плюс 5, минус 4, плюс 2. Поэтому вполне возможен и такой вариант беседы. «В примере, который нам нужно составить, уже указаны необходимые знаки действия. Нам остается только записать в пример недостающие числа. Их мы найдем в маршруте движения фишки. Прочитайте по порядку маршрут зеленой фишки, называя знак действия и число. (Плюс 5, минус 4, плюс 2.) Что означает число, которое будет записано первым в примере? (С какой точки фишка начала свое движение?) Где же стоит зеленая фишка? (В точке 1.) Запишите число 1 в первую клетку. Какое число нужно прибавить к 1? (Число 5.) Какое действие выполним после? (Вычитание.) Какое число будем вычитать? (4.) Запишите. Назовите следующее действие. (Сложение.) Сколько прибавим? (2.) Прочитайте пример. Решите его. Сколько получится? (4.)».
Упр. 4, с. 105. Ориентируясь на рисунок и выписав числа каждого из выделенных отрезков: 4, 5, 6 и 6, 7, 8, 9, учащиеся легко найдут их пересечение: число 6.
Упр. 5 и 6, с. 105, можно выполнить в классе при наличии времени.
8. Итог урока.
Раздел 4.
ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20
В этом разделе учащиеся изучают нумерацию чисел второго десятка, составляют таблицу сложения в пределах 20, знакомятся с новой единицей измерения длины — дециметром, упражняются в решении задач в 2 действия.
Основным объектом познавательной деятельности учащихся на этом этапе будет способ выполнения арифметического действия (сложения и вычитания). Учащиеся должны научиться не только правильно вычислять, но и уметь осмыслить алгоритмы, которыми пользуются, попробовать найти и проанализировать другие вычислительные приемы, выявить наиболее рациональный и объяснить его.
Особое внимание уделяется случаям сложения и вычитания с переходом через десяток.
На закрепление изученных вычислительных приемов полезно давать задания, в которых предварительно следует сделать выбор, используя метод прикидки или оценку последней цифры. Например:
1. Решай примеры, у которых ответ оканчивается на 5:
6 + 9 20 – 5 | 18 – 3 19 – 15 | 11 + 3 8 + 7 | 17 – 4 + 1 14 + 2 – 9 |
2. Решай примеры с ответом больше 10:
7 + 4 19 – 12 | 10 + 3 2 + 9 | 8 + 8 20 – 1 | 2 + 16 – 3 12 – 5 + 9 |
3. Как, не проводя вычислений, узнать, какое из чисел больше:
6 + 9 – 12 или 9 + 8 – 11? |
К моменту изучения новой единицы измерения длины — дециметра — учащиеся должны быть подведены к выводу, что отрезки не всегда удобно измерять в сантиметрах. Если отрезки большие, то удобнее и единицы измерения выбрать побольше.
С этой целью учитель может, например, предложить учащимся измерить отрезок в 50 см с помощью двух мерок — в 1 см и в 1 дм. В результате они выяснят, какой меркой пользоваться было удобней.
Далее учитель сообщает, что помимо единицы длины — сантиметр — существуют и другие, например дециметр. Ученики чертят в тетради отрезок в 10 см и записывают равенство: 10 см = 1 дм. После этого класс упражняется в измерении в дециметрах окружающих предметов (или их частей): ленты, бечевки, края стола и т. д.
На этих уроках учащихся необходимо учить определять не только длину, но и высоту, ширину, глубину. При этом важно следить, чтобы ученики при измерении меняли положение линейки, а не измеряемого предмета.
Для развития глазомера полезно предлагать детям сначала оценить длину отрезка на глаз, а потом проверить результат измерением линейкой. Выражая результат в дм и см, ребята лучше усваивают знания по нумерации двузначных чисел в пределах 20.