Раздел «Множества и действия над ними»

Урок «Множество. Элемент множества» (1 ч)

Целевые установки

Предметные:в совместной деятельности с учителемучиться: называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества; группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного признака; устанавливать равные множества.

Метапредметные:

регулятивные - учится принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока), сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные-ориентироваться в ин­формационном материа­ле учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществ­лять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), проводить классификацию по критериям, сериацию; понимать простейшие схемы; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

коммуникативные-использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение; интерес к новому учебному материалу.

Ход урока

Организационный момент.
Устные упражнения и практическая работа. 1) Счет в пределах 10 (прямой и обратный) с передачей предмета.

2) Задание на внимание.

— Если услышите название цветка — поднимите правую руку, животного — левую. (Заяц, тигр, ромашка, слон, роза, медведь, собака, астра, василек.)

3) Геометрическое лото. Работа в парах.

— Выберите любую красную фигуру из геометрического лото. Как она называется?

— Составим узор. Положите на стол выбранную фигуру. Справа от нее положите такую фигуру из геометрического лото, у которой был бы тот же цвет, но другая форма. Потом положите еще одну фигуру, чтобы изменился цвет, а форма осталась прежней. Затем измените форму. И наконец, измените форму и цвет.

— Сколько всего фигур в этом узоре? Сколько в нем фигур одного цвета? Одной формы? Могли ли быть в этом узоре три красные фигуры?

Изучение нового. Группировка предметов по общим признакам.

— Отгадайте, о каком времени года эта загадка:

Прошла по лугам, по полям, по лесам, Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень.)

— Сколько осенних месяцев? (Три.)

— Назовите их по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Осенью созревает богатый урожай овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов. (На доске учитель прикрепляет изображения этих предметов.)

— Поможем Зайчику и Белочке разобрать урожай. Что будет запасать на зиму Зайчик? (Овощи.)

(Вызванный к доске ученик отбирает овощи и прикрепляет их отдельно.)

— А Белочка? (Грибы.)

(Другой ученик отбирает картинки с грибами и прикрепляет их отдельно.)

— На какие группы можно разбить оставшиеся картинки? (Фрукты, ягоды, цветы.)

— Все эти группы предметов в математике называются множествами. Например, множество овощей (учитель показывает эту группу картинок, обводя ее мелом плавной линией), множество грибов и т. д.

— Какие еще множества мы выделили? Покажите.

— Каждый предмет в отдельности — элемент множества. Например, огурец — элемент множества овощей. Мухомор — элемент множества грибов.

— Назовите элементы множества фруктов. Элементом какого множества является василек?

Работа по учебнику. Выполнение заданий учебника на с. 28—29.

1) Подбор обобщающего слова для множества предметов. Счет и выделение элементов множества.

— Рассмотрите каждое множество предметов. Придумайте ему название. (Грибы, бабочки, фигуры.) Сколько элементов в множестве бабочек? В множестве фигур? Элементом какого множества является рыжик? круг?

2) Второе задание на с. 28 выполняется аналогично. Беседа по усмотрению учителя.

3) При выполнении первого задания на с. 29 учащиеся должны познакомиться с понятиями четырехугольника и пятиугольника.

— На какие три множества можно разбить фигуры на рисунке? (Треугольники, четырехугольники, пятиугольники.) По какому признаку выделяли эти множества? (По форме.)

— Разбейте эти фигуры на группы по цвету. Сколько множеств получилось? (Четыре: синие, оранжевые, зеленые и розовые фигуры.)

Физкультминутка.

Поднимает руки класс — это «раз»,

Повернулась голова — это «два»,

Руки вниз, вперед смотри — это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать — это «пять».

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Повторение. (Продолжение работы с учебником.) 1) Задание 2, с. 29. Чтобы узнать, каков порядок расположения бейсболок хотел нарисовать художник, учащиеся должны соотнести цветную схему с размерами бейсболок. Объяснения при этом могут быть такими: «Первой стоит синяя бейсболка, она самая большая. Потом идет зеленая, она поменьше. Дальше — черная бейсболка, она еще меньше. И последняя самая маленькая — красная бейсболка. Порядок от большего к меньшему называется уменьшением.

Пользуясь схемой, учащиеся далее отвечают на другие вопросы учебника.

2) Задание 3, с. 29, требует знания порядка чисел в натуральном ряду. Так, рассуждения учащихся при заполнении схемы слева могут быть следующими: «Нам нужно заполнить точками кружок в центре. В нем должно быть меньше пяти, но больше двух точек. Это могут быть четыре или три точки. Получили два ответа.»
Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хоть не очень... чистые.

Работа в тетради. Выполнение рисунка по образцу в учебнике.

Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие задания вы выполняли? Какие вам понравились?

— К следующему уроку придумайте множества предметов и назовите элементы этих множеств.

Наши рекомендации