Ф и з к у л ь т м и н у т к а
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре –
Хорошо мы потрудились.
(3 раза.)
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы узнали, как называются компоненты и результат умножения, учились правильно читать примеры на умножение. Также повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание: с. 20, № 4.
У р о к 15. УМНОЖЕНИЕ ЕДИНИЦЫ И НУЛЯ (с. 21)
Цели: познакомить учащихся с частными случаями умножения единицы и нуля; научить применять изученные правила при решении примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание № 6 из учебника:
– Увеличьте на 8 числа: 16, 27, 35, 48.
– На сколько 24 больше, чем 8? чем 15?
2. Решите арифметические ребусы:
_8 … +7 … _8 … +… 7
1 2 …6 …6 5 …
…9 9 0 5 6 9 1
3. Сравните, не выполняя действия:
42 + 42 + … 42 · 4
78 · 5 … 73 + 73 + 73 + 73 + 73
в · 3 … в + в + в + в
III. Работа над новым материалом.
Работу над новым материалом надо начать с рассмотрения у доски примеров такого вида: 1 · 3, 1 · 5. Записав эти примеры, учащиеся решают их, заменяя умножение сложением. Получается запись:
1 · 3 = 1 + 1 + 1 = 3
1 · 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5.
Проводится беседа.
Учитель. Что интересного вы заметили? Сколько раз берется слагаемым число 1?
Дети. Столько раз, сколько единиц во втором множителе.
Учитель. Значит, какое число всегда будет в произведении?
Дети. В произведении всегда будет число, равное второму множителю.
Аналогично дети подводятся к обобщению случаев умножения нуля.
После этого учащиеся еще раз просматривают вводную статью на с. 21 и заканчивают формулировки, начатые в задании № 4.
Учащиеся. При умножении 1 на любое число получается то число, на которое умножаем.
При умножении нуля на любое число получается нуль.
Дети приводят свои примеры на умножение чисел 1 и 0.
Для закрепления учащиеся выполняют задания № 1, № 2, № 5 с комментарием, применяя новые правила:
0 · 15 = 0
Если 0 умножить на 15, получится 0, так как при умножении нуля на любое число всегда получается нуль.
1 · 26 = 26
Если 1 умножить на 26, получится 26, так как при умножении 1 на любое число получается то число, на которое умножают.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа над геометрическим материалом. При выполнении задания № 8 дети должны сначала найти длину ломаной линии, записав решение: 2 + 2 + 2 = 6 или 2 · 3 = 6. После этого они чертят отрезок, длина которого 6 см.
2. Для самостоятельной работы учащимся предложить задания № 3 и № 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы учились умножать 0 и 1 на другие числа.
Учитель. С какими правилами познакомились?
Дети. При умножении 1 на любое число получается то число, на которое умножают. При умножении 0 на любое число получается 0.
Учитель. Что ещё повторяли на уроке?
Дети. Решали задачи, уравнения и арифметические ребусы.
Домашнее задание: с. 21, № 3, № 7.
У р о к 16. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (с. 22)
Цели: закреплять умение решать задачи на умножение; совершенствовать навык в построении геометрических фигур; продолжить работу по закреплению вычислительных навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Наберите слагаемыми число 16.
2. Задание № 5. Представьте в виде суммы одинаковых слагаемых числа: 8, 9, 18, 12, 14, 16.
О б р а з е ц: 8 = 4 + 4
8 = 2 + 2 + 2 + 2
После рассмотрения образца учащиеся аналогично раскладывают другие числа. Запись ведётся на доске.
9 = 3 + 3 + 3
18 = 9 + 9
18 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
12 = 6 + 6
12 = 3 + 3 + 3 + 3
14 = 7 + 7
14 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
16 = 8 + 8
16 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
16 = 4 + 4 + 4 + 4.
3. Решите цепочку примеров:
4. После чтения задания № 4 дети объясняют, что разность чисел 18 и 6 показывает, сколько дубовых листьев нашла девочка, а прибавив к разности чисел (18 – 6) число 18, можно найти, сколько всего листьев у девочки.