III. Работа над новым материалом. На этом уроке надо показать, что делением решают и такие задачи
На этом уроке надо показать, что делением решают и такие задачи, в которых несколько предметов раскладывают, делят, раздают поровну, а надо узнать, сколько предметов в каждой из равных частей.
Учитель предлагает решить задачу: «12 морковок дали 4 кроликам поровну. Сколько морковок дали каждому кролику?».
Ученики раскладывают на партах 12 каких-либо фигур, например, 12 треугольников, а один из учеников на демонстрационном наборном полотне раскладывает 12 морковок, вырезанных из бумаги, сопровождая свои действия объяснением:
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
– Возьму из 12 морковок 4 морковки и дам кроликам по 1 морковке, возьму еще 4 морковки и дам кроликам по 1 морковке. Раздал все морковки. Каждому кролику досталось по 3 морковки.
Учитель (продолжает объяснение). Сколько раз брали из 12 морковок по 4 морковки?
Дети. 3 раза.
Учитель. Каждому кролику дали столько морковок, сколько раз в 12 морковках содержится по 4 морковки, значит, задача решается делением.
Решение записывается так: 12 : 4 = 3.
О т в е т: по 3 морковки.
Запись читают так: 12 разделить на 4, получится 3.
О т в е т: каждому кролику дали по 3 морковки.
Для первичного закрепления ученики читают задачу и объяснение ее решения на с. 25, рассматривают и объясняют иллюстрацию к ней.
При решении задач из задания № 1 можно выполнить иллюстрации в виде схематического рисунка с точками.
Учащиеся читают первую задачу.
Учитель (проводит беседу). Сколько астр расставили?
Дети. 6.
Учитель. Обозначим каждую астру точкой и нарисуем в ряд 6 точек. Во сколько ваз расставляли астры?
Дети. В 2 вазы.
Учитель. Нарисуем ниже 2 замкнутые линии. Сколько надо взять астр, чтобы поставить в каждую вазу по 1 астре?
Дети. 2.
Учитель. Подчеркнем 2 точки, нарисуем в каждой замкнутой линии по 1 точке. Это как будто в каждую вазу поставили по 1 астре. Подчеркнем еще 2 точки и нарисуем еще по 1 точке в каждой замкнутой линии. Все ли астры расставили?
Дети. Нет.
Учитель. Сколько еще осталось?
Дети. 2.
Учитель. Подчеркнем их и нарисуем еще по 1 точке в каждой замкнутой линии. По сколько астр в каждой вазе?
Дети. По 3 астры.
6 : 2 = 3 (аст.)
О т в е т: по 3 астры в каждой вазе.
Аналогичная работа проводится над другими задачами.
Задача № 1 (2).
12 : 3 = 4 (ор.)
О т в е т: по 4 ореха получил каждый.
Задача № 1 (3).
20 : 10 = 2 (к.)
О т в е т: 2 коробки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
В самостоятельную работу на уроке включить задания № 2 и № 4.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с задачами на деление, учились записывать к ним правильно условие. А также решали задачи изученных видов и примеры.
Домашнее задание:с. 25, № 2, № 4.
У р о к 20. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
НА УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ(с. 26)
Цели: закрепить умение решать простые задачи на умножение и деление; совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100.
Ход урока