III. Работа над новым материалом
Учитель начинает объяснение нового материала с беседы:
– Ребята, мы с вами все имеем имена, благодаря которым мы можем назвать нужного нам человека. Так же и в математике: геометрические фигуры имеют свои имена. На одном и том же чертеже может быть начерчено несколько одинаковых фигур, и чтобы не было путаницы, они имеют свои обозначения.
После этого учащиеся открывают учебник на с. 14 и читают вводную статью.
Для закрепления полученных знаний под руководством учителя выполняются задания № 1, № 2, № 3.
После построения чертежа к заданию № 3 учитель спрашивает:
– Как можно узнать длину отрезка СВ, не измеряя его?
Учащиеся должны догадаться, что отрезки АС и СВ – это части отрезка АВ. Значит, если из длины отрезка АВ вычесть длину одной части, то получим длину другой части. Следовательно, 60 – 15 = 45.
Значит, длина отрезка СВ = 45 мм.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. В задании № 4 дети должны правильно поставить вопрос к задаче: «Сколько яблок упало с яблони?».
Учитель. Ребята, как вы думаете: задача простая или составная?
Дети. Составная.
Учитель. А почему вы так решили?
Дети. Потому что мы сразу не можем ответить на главный вопрос задачи.
Учитель. А почему?
Дети. Мы не знаем, сколько всего яблок висело.
Учитель. А это можно узнать?
Дети. Да. Сложением. Надо к 12 прибавить 8, а затем из полученной суммы вычесть 16.
1) 12 + 8 = 20 (яб.) – было
2) 20 – 16 = 4 (яб.)
О т в е т: 4 яблока упало.
2. Решение уравнений. Задание № 5 можно предложить учащимся решить самостоятельно или с комментированием. Это зависит от уровня подготовленности класса.
№ 5: 28 + а = 39
Учащиеся. Нам неизвестно второе слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
а = 39 – 28
а = 11
28 + 11 = 39
39 = 39
3. Для самостоятельной работы предложить учащимся решить примеры задания № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы узнали, что геометрические фигуры обозначаются буквами; учились читать название фигур на чертеже; сами чертили отрезки и обозначали их буквами.
Учитель. Чем ещё занимались на уроке?
Дети. Мы ещё решали задачи, уравнения и примеры.
Домашнее задание: с. 14, № 6.
Задания, данные на с. 15–17, учитель использует по своему усмотрению. Часть из этих упражнений может быть выполнена устно, часть – с записью и преимущественно самостоятельно. Некоторые упражнения можно использовать на последующих уроках для устного выполнения самостоятельных и домашних работ.
У р о к 11. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Этот урок посвящается проверке знаний, умений и навыков учащихся по материалу, пройденному во 2 классе. Для проверки полезно предложить детям ту самую контрольную работу, которую они выполняли в конце второго года обучения (см. выпущенное издательством «Учитель» пособие № 82н/2 «Математика. 2 кл. Поурочные планы. II полугодие (по учебнику Моро М. И. и др.)»).
Сопоставление результатов выполнения этой работы с теми, которые были получены тогда, покажет учителю, достаточный ли эффект дало проведённое им повторение пройденного, какие вопросы заслуживают особого внимания на последующих уроках.
У р о к 12. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Цель: закрепить пройденное.
На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает выполнить учащимся работу над ошибками в тех заданиях, где они были допущены, подбирает похожие задания, чтобы отработать необходимые навыки и умения.
У р о к 13. ДЕЙСТВИЕ УМНОЖЕНИЯ, ЕГО СВЯЗЬ
СО СЛОЖЕНИЕМ ОДИНАКОВЫХ СЛАГАЕМЫХ (с. 18–19)
Цели: познакомить учащихся со смыслом умножения; научить заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; повторить нахождение значений выражений с переменной, решение уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Игра «Расшифруй слово».
Решите примеры, запишите их ответы в порядке убывания и расшифруйте слово (на доске представлена запись примеров):
П | 20 + 70 | А | 36 + 40 | Л | 49 – 4 | ||
Н | 60 – 40 | И | 57 – 7 | Р | 32 + 46 | ||
В | 50 + 4 | Ь | 97 – 70 | О | 69 – 60 |
Слово: ПРАВИЛЬНО.
2. Сравните:
4 дм 1 см … 4 дм 8 см 2 дм 6 см … 26 см
7 дм 5 см … 8 дм 1 см 8 дм … 18 см