III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки необходимо вспомнить известный детям прием нахождения
В качестве подготовки необходимо вспомнить известный детям прием нахождения частного на основе связи деления с умножением: 35 : 7 = ?. Учащиеся рассуждают так: «Нужно узнать, на какое число надо умножить 7, чтобы получилось 35. Это число 5, значит, 35 : 7 = 5».
Используя то же рассуждение, дети находят результат в примерах вида 5 : 5 и 5 : 1, затем читают по учебнику соответствующие объяснения на с. 88 вверху.
Дети подмечают, что при решении примеров вида 7 : 7 – частное равно единице, при решении примеров вида 7 : 1 – частное равно делимому.
Необходимо подвести учеников к обобщению: закончить выводы, помещенные в задании № 1, объяснить их на конкретных примерах.
При делении числа на то же самое число получается единица.
При делении числа на 1 получается то же самое число.
Учителю следует обратить внимание детей на то, что составляя и решая примеры, в которых делимое равно делителю (вида 8 : 8), пример 0 : 0 включать нельзя. (Помнить, что на 0 делить нельзя.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 2 учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи учитель с помощью детей записывает на доске краткое условие:
Дет. велосипеды – 36 шт.
во ? раз м.
Взрослые велосипеды – ?, на 27 шт. м.
Затем составляется план решения задачи: сначала надо найти, сколько продали взрослых велосипедов, а потом вспомнить правило, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, и ответить на главный вопрос задачи. После этого дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи.
1) 36 – 27 = 9 (в.) – взрослых
2) 36 : 9 = 4 (раза)
О т в е т: в 4 раза меньше.
Задачу № 3 учащиеся решают самостоятельно.
На велосипеде – 10 мин
Пешком – ?, на 20 мин б.
1) 10 + 20 = 30 (мин) – пешком
2) 30 : 10 = 3 (раза)
О т в е т: в 3 раза больше.
2. Для самостоятельной работы предложить выполнить задание № 5.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. Сегодня мы познакомились с новыми правилами деления и учились применять их при решении примеров.
Учитель. Какие же это новые правила?
Дети. При делении числа на то же самое число получается единица. При делении числа на 1 получается то же самое число.
Учитель. Что ещё повторяли мы сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы писали арифметический диктант по таблице умножения и деления, решали задачи.
Домашнее задание: с. 88, № 5.
У р о к 71. ДЕЛЕНИЕ НУЛЯ (с. 89)
Цели: познакомить учащихся с приемом деления нуля на число; закреплять табличные случаи умножения и деления, а также умения решать задачи и составлять равенства из данных чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устный счет на уроке можно включить задание № 7.
При выполнении этого задания следует подчеркнуть, что в записи примера и его решения должны быть использованы те числа, которые даны. Поэтому неправильной будет запись 6 · 9 = 54 (числа 54 среди данных нет). Полезно обратить внимание учащихся и на то, что примеры могут быть составлены не только на умножение и деление, но и на сложение и вычитание (6 + 2 = 8, 9 – 3 = 6). После этого дети предлагают свои примеры, а учитель записывает их на доске.
2. Рассмотрите произведения. Определите, не вычисляя, самое большое произведение.
1 · 3 · 1 · 4 2 · 3 · 5 · 1 4 · 2 · 3 · 0
3. Вставьте в «окошки» число, чтобы получились верные равенства: