Артикуляционная гимнастика

Артюхова Ольга Петровна

Учитель начальных классов

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники

Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно – отсталых детей.

Тема«Звук и буква Ш»

Цели:

  • знакомство со звуком и буквой Ш.
  • закрепить произношение звука [ш] в слогах.
  • учить находить звук и выделять его в слогах, слове.
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Сообщение темы, цели урока.

– Ребята, сегодня необычный урок. Я расскажу вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке.Учитель читает загадку:

Пи, пи, пи – она сказала,

Сразу в норку убежала.

артикуляционная гимнастика - student2.ru Что же это за малышка?

Это маленькая …. (мышка)

(Стук в дверь).

Учитель:

- Кто же это может быть?

– Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [ш].

Артикуляционная гимнастика.

– А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории?

Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»).

Упражнение «Забор»:

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

артикуляционная гимнастика - student2.ru

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg

Упражнение «Окошко»:

широко открыть рот — "жарко"

закрыть рот — "холодно"

артикуляционная гимнастика - student2.ru

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg

Мышонок был большим сладкоежкой, он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»).

Упражнение «Колечко»:

открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

« Губки круглые сложи

И колечко покажи»

Упражнение «Лопата»:

улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

«Вот она, лопатка,

– Широка да гладка».

И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).

Упражнение «Вкусное варенье»:

улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

артикуляционная гимнастика - student2.ru

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg

Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).

Упражнение «Чашечка»:

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

артикуляционная гимнастика - student2.ru

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg

Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»).

артикуляционная гимнастика - student2.ru Дыхательное упражнение «Фокус»

Чтобы фокус получился, надо:

 

1.Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней

губе, посередине остается желобок).

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

Наши рекомендации