Артикуляционная гимнастика
Артюхова Ольга Петровна
Учитель начальных классов
МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники
Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно – отсталых детей.
Тема«Звук и буква Ш»
Цели:
- знакомство со звуком и буквой Ш.
- закрепить произношение звука [ш] в слогах.
- учить находить звук и выделять его в слогах, слове.
- развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
- воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сообщение темы, цели урока.
– Ребята, сегодня необычный урок. Я расскажу вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке.Учитель читает загадку:
Пи, пи, пи – она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая …. (мышка)
(Стук в дверь).
Учитель:
- Кто же это может быть?
– Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [ш].
Артикуляционная гимнастика.
– А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории?
Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»).
Упражнение «Забор»:
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg
Упражнение «Окошко»:
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg
Мышонок был большим сладкоежкой, он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»).
Упражнение «Колечко»:
открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.
« Губки круглые сложи
И колечко покажи»
Упражнение «Лопата»:
улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
«Вот она, лопатка,
– Широка да гладка».
И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).
Упражнение «Вкусное варенье»:
улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg
Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).
Упражнение «Чашечка»:
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»).
Дыхательное упражнение «Фокус»
Чтобы фокус получился, надо:
1.Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней
губе, посередине остается желобок).
2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3.Сделай вдох через нос.
4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).