III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки решить устно простую задачу на нахождение неизвестного
В качестве подготовки решить устно простую задачу на нахождение неизвестного слагаемого. Например: «В двух кусках 30 м ситца. В первом куске 10 м. Сколько ситца во втором куске?».
Решение задачи № 1 выполняется под руководством учителя, но при этом дети должны приложить максимум усилий, чтобы самостоятельно найти решение задачи. Сначала они рассматривают рисунок, объясняя, что известно и что надо узнать. Затем говорят, можно ли решить задачу сразу, выполнив одно действие, и почему нельзя, устанавливают, что можно узнать, составляют план решения. Потом вместе с учителем записывают краткое условие, решение и ответ.
Арбуз – 3 кг
Дыня – 2 кг 12 кг
Тыква – ?
1) 3 + 2 = 5 (кг) – арбуз и дыня
2) 12 – 5 = 7 (кг)
О т в е т: 7 кг весит тыква.
После этого учащиеся продолжают работу по рисунку и выполняют задание № 2: составляют задачи по данным выражениям. Некоторые из составленных задач по усмотрению учителя можно записать в тетради.
Даны выражения: 2 · 4, 2 · 2 + 3, 3 + 2, 12 – 2, 12 : 2, 12 : 3.
Можно составить такую, например, задачу:
«Купили 2 дыни по 2 кг и тыкву массой 3 кг. Сколько кг весила вся покупка?».
Для закрепления изученного с комментированием выполняется задание № 3 (разобрать аналогично задаче № 1).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задание № 6 учащиеся решают с комментированием у доски. Сначала учащиеся записывают краткие условия.
Купили 4 б. по 5 кг
Истратили – 12 кг
Осталось – ?
Учащиеся. Мы не можем сразу ответить на главный вопрос задачи: «Сколько осталось?», так как не знаем, сколько купили. Но это можно узнать. Для этого надо 5 умножить на 4. После этого мы сможем узнать, сколько кг краски осталось: из полученного результата (20) вычесть 12.
2. Для самостоятельной работы на уроке учащимся можно предложить задания: № 4 (выражение в – 10 дети записывают в тетради, подставляют данные значения буквы, записывают и вычисляют значения), № 5 и № 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. На уроке мы учились решать задачи нового вида.
Учитель. Что закрепляли на уроке?
Дети. Закрепляли умение решать уравнения, примеры, а также повторяли таблицу умножения.
Домашнее задание: с. 62, № 5, № 7.
У р о к 50. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 6 (с. 63)
Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 6; использовать полученные знания при решении задач и примеров; продолжать работу над задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. С целью закрепления знания таблиц умножения и деления включить для устного выполнения примеры вида:
40 : 8 · 9, 8 · 3 : 6, 45 : 9 · 6, 32 : 8 · 7.
2. А также задания:
Во сколько раз 18 больше чем 3? Чем 6?
Сколько раз по 4 содержится в числе 12? 16? 24?
3. Найдите ошибки в решении уравнений:
21 – х = 14 х + 9 = 63 10 + х = 100
х = 21 + 14 х = 63 + 9 х = 100 – 10
III. Работа над новым материалом.
Таблицы умножения и деления с числом 6 можно ввести так же, как таблицы с другими числами (см. урок № 37). Учителю следует помнить, что надо повторить и другие случаи умножения с числом 6, рассмотренные в других таблицах.
С целью закрепления изученного выполнить задание № 1 и № 2 с комментированием.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления умения читать выражения с переменной и находить их значения при заданных значениях букв выполнить задания № 3 и № 5. Ученики читают вслух задания, затем записывают на доске и в тетрадях выражения и самостоятельно находят их значения, выполняя запись так же, как было показано ранее.
2. Решение задач. Задачу № 6 дети сами записывают кратко. После проверки краткой записи предложить им самостоятельно решить задачу, а разбор провести с теми из детей, у кого решение вызовет затруднения.
Задачу № 7 предварительно записать кратко, выделив для записи слова «было», «израсходовали», «осталось».
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. На уроке мы составляли таблицу умножения и деления с числом 6; продолжали работу над задачами, с которыми познакомились вчера на уроке.
У р о к 51. РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЛЛЮСТРАЦИИ
В ВИДЕ ЧЕРТЕЖА (с. 64)
Цели: научить учащихся выполнять иллюстрации в виде чертежа к некоторым видам составных задач; закреплять табличные случаи умножения и деления.
Ход урока