III. Работа над пройденным материалом. 1. На этом уроке продолжается работа по отработке навыка решать выражения со скобками
1. На этом уроке продолжается работа по отработке навыка решать выражения со скобками и без скобок.
Можно выполнить и вывесить в классе плакат, иллюстрирующий порядок выполнения действий:
Находя значения выражений (задание № 1), ученики рассуждают в соответствии с заданиями плана сначала вслух, потом про себя.
№ 1:
18 : (11 – 5) + 47
Дети. В этом выражении есть скобки, значит, первое действие выполняется в скобках. Затем за скобками выполняется деление, а потом сложение.
Задание № 2 – более творческого характера. Учащиеся должны сначала проставить порядок действий, а затем подобрать правильно числа, чтобы найти значение выражений. Ученики выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой.
2. Решение задач. Задание № 3 выполняется под руководством учителя. Дети сначала составляют и решают первую задачу по первой строчке таблицы. Затем, наблюдая, как изменяются данные в таблице во 2-й и 3-й строчках, составляют и решают еще 2 обратные задачи.
Задание № 4 учитель предлагает детям выполнить самостоятельно. Учитель оказывает помощь тем учащимся, которые сомневаются в записи условия или решения.
Работа над геометрическим материалом.
Выполняя задание в самом низу на с. 47, учащиеся выделяют лишнюю фигуру – треугольник, если фигуры рассматривать по форме. Можно выделить лишним синий прямоугольник, если рассматривать фигуры по цвету.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли мы сегодня на уроке?
Дети. Мы повторяли сегодня на уроке порядок действий в выражениях, решали задачи и примеры.
Домашнее задание:с. 47, № 4.
У р о к 37. ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 4 (с. 48)
Цели: составить с учащимися и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 4; использовать полученные знания при решении задач и примеров; вспомнить взаимосвязь между величинами: цена, количество, стоимость; совершенствовать навык решения уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Вычислите, найдите лишнее выражение:
57 – 42 22 – 7 65 – 50
78 – 63 49 – 35 36 – 21
Вычислив значения выражений, дети приходят к выводу, что лишнее выражение 49 – 35, так как его значение 14, а значение других примеров 15.
2. Устно также выполняется задание на смекалку (в самом низу страницы). Дети подбирают значения х в уравнениях. В первом уравнении х = 10, во втором х = 1, в третьем х = 18, в четвертом х= 0.
3. Вставьте в «окошки» нужные числа:
10 : 2 = : 3 = 7 : =
2 · = 18 18 : = 3 : = 3
: 6 = 2 · 3 = 0 : =
III. Работа над новым материалом.
Таблицы умножения и деления с числом 4 являются новыми (аналогичные таблицы с числами 2 и 3 рассматривались во 2 классе), поэтому при их составлении надо больше уделить внимания как способу получения результатов, так и их запоминанию.
В порядке подготовки, опираясь на рисунок учебника, дети прибавляют по 4 до 40. Затем, записав таблицу умножения четырех, начиная со случая 4 · 4, находят результаты сложением:
4 · 4 = 16 4 + 4 + 4 + 4 = 16
4 · 5 = 20 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20
4 · 6 = 24 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 24
4 · 7 = 28 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 28
При этом дети повторяют ранее введенные приемы: результат каждого следующего произведения можно получить, прибавив к данному произведению 4 (например: 4 · 5 = 4 · 4 + 4 = 16 + 4 = 20); можно по-разному группировать слагаемые (например: 4 · 7 = 4 · 5 + 4 · 2 = 20 + 8 = 28); можно переставлять множители (например: 4 · 5 = 5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20).
Вычислив таким образом все произведения, сверяют полученную таблицу с таблицей в учебнике. Затем ученики могут самостоятельно составить таблицу умножения на 4, переставив множители в первой таблице, а также таблицу деления на 4 и таблицу деления, когда в частном получается число 4, выполнив деление произведения сначала на один из множителей, а затем на другой.
Составляя эти таблицы, ученики рассуждают примерно так:
4 · 5 = 20, переставлю множители: 5 умножить на 4, получится тоже 20;
разделю произведение 20 на множитель 4, получится другой множитель 5;
разделю произведение 20 на множитель 5, получится множитель 4.
Надо спросить детей, почему начали запись таблицы со случая 4 · 4, а не со случаев 4 · 2 и 4 · 3. Они должны объяснить, что эти случаи уже рассматривались в таблицах умножения с числами 2 и 3.
Полезно пронаблюдать, как изменялись результаты в каждой из таблиц.
Для первичного закрепления следует воспроизвести результаты всех рассмотренных таблиц по порядку или вразбивку, по столбцам или по строкам (можно стереть результаты в таблицах, записанных на доске, а затем восстановить их).
После этого учащиеся выполняют задание № 1 с последующей проверкой.