IV. Работа над пройденным материалом
1. Решение задач. На этом уроке учащиеся вспоминают решение задач двумя способами. Задачу из задания № 3 на с. 7 читает вслух ученик.
Учитель. Что известно в задаче и что нужно узнать?
Ученики.Известно, что у Коли было 5 р. и ещё 1 р. Он купил ручку за 3 р.
Учитель. Можно ли ответить на вопрос задачи сразу?
Ученики. Нет.
Учитель. Что нужно узнать сначала?
Ученики. Сколько денег было у Коли.
Учитель. Как это узнать?
Ученики. Сложением.
Учитель. Что с чем будем складывать?
Ученики. К 5 прибавим 1.
Учитель. После этого можно узнать, сколько денег осталось у мальчика?
Ученики. Да.
Учитель. Каким действием?
Ученики. Вычитанием.
Было – 5 р. и ещё 1 р.
Истратил – 3 р.
Осталось – ?
I способ:
1) 5 + 1 = 6 (р.) – было
2) 6 – 3 = 3 (р.)
После решения задачи этим способом учитель предлагает подумать, как можно решить эту задачу другим способом. После рассуждений приходят к выводу, что сначала можно из 5 вычесть 3, а затем прибавить 1.
II способ:
1) 5 – 3 = 2 (р.)
2) 2 + 1 = 3 (р.)
О т в е т: 3 рубля осталось.
Затем разбираем задачу на смекалку на с. 7. Чтобы узнать, кто быстрее шел, надо выяснить, кто прошел большее расстояние до встречи, так как Винни-Пух и Пятачок вышли из своих домиков одновременно.
При подсчете получилось, что Винни-Пух прошел 20 + 40 + 25 = 85 (м), а Пятачок 25 + 25 + 25 = 75 (м). Значит, Винни-Пух шел быстрее.
2. Для самостоятельной работы может быть предложено задание № 4 на с. 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Над чем работали?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с выражением с переменной, учились читать и записывать такие выражения, находить их значения.
Учитель. Ребята, что мы повторяли на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы повторили сложение и вычитание в пределах 20. Вспоминали и решали задачи двумя способами.
Домашнее задание: с. 7, № 4.
У р о к 4. ПОВТОРЕНИЕ ПРИЕМОВ УСТНОГО СЛОЖЕНИЯ
И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100, ПРИЕМОВ ПЕРЕСТАНОВКИ
СЛАГАЕМЫХ И ЗАМЕНЫ ДВУХ СОСЕДНИХ СЛАГАЕМЫХ
ИХ СУММОЙ (с. 8)
Цели: повторить устные приемы сложения и вычитания в пределах 100, а также переместительное и сочетательное свойства сложения; закреплять навык решения задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Повторение приемов устных вычислений в пределах 100 можно провести по-разному, с учетом подготовленности класса. Если дети достаточно хорошо подготовлены, можно начать сразу с решения примеров с устным комментированием, которое будет давать ученик, решающий пример:
24 + 3 24 + 6 24 + 8 47 – 3 47 – 8 40– 3
42 + 6 52 + 8 73 + 9 64 – 2 75 – 9 50 – 6
При комментировании неоднократно должны прозвучать правила:
Единицы складываются с единицами, десятки – с десятками.
Единицы вычитаются из единиц, десятки – из десятков.
III. Объяснение нового материала.
1. Случаи сложения и вычитания с переходом через десяток могут быть объяснены как на основе прибавления или вычитания числа по частям, так и другим способом, например: 53 – 7.
Ученик (у доски). Из трех нельзя вычесть 7, «развяжу» (или возьму) один десяток. Останется 4 десятка: 13 – 7 = 6, 40 + 6 = 46.
Аналогично рассматривается и случай 40 – 7. Если учитель не уверен в том, что такая работа будет посильной для его учеников, то объяснение можно провести с использованием пучков-десятков и отдельных палочек.
Для закрепления дети выполняют задание № 1 с комментированием:
42 + 8 = 40 + (2 + 8) = 40 + 10 = 50
40 2
Ученик. Складываю единицы с единицами, десятки с десятками. В числе 42 содержится 2 отдельные единицы, прибавлю к 2 единицам 8 единиц, получится 10. Один десяток сложу с десятками: 40 + 10 = 50. Сумма равна 50.
Аналогично решаются другие примеры.
Задание № 2 выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
2. Перед выполнением задания № 3 учащиеся должны вспомнить переместительное свойство сложения и что два соседних слагаемых можно заменить их суммой.
Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменить их суммой.
Задание выполняется с комментированием.
65 + 9 + 5 = 65 + 5 + 9 = 79
Ученик. Применяю для вычисления переместительное свойство сложения. Поменяю местами слагаемые 9 и 5. Удобнее сначала к 65 прибавить 5, а потом ещё 9. Сумма равна 79.
Аналогично рассматриваются другие примеры.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
(И. П. – основная стойка. Подтягивание на носках с поднятием рук вверх и опусканием в И. П.)