Функция не является обратимой, так как не является монотонной
6.
х |
у |
-1 |
-2 |
-3 |
Вывод: График функции не пересекает ось Ох
7. у > 0; у > 0.
8. Функция является ограниченной снизу, так как у > 0.
х | |||||
у |
-1 |
х |
у |
-1 |
-2 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-6 |
-7 |
-8 |
1. Область определения функции: .
2. Множество значений функции: , так как ;
.
Вывод: График функции расположен в первой и третьей координатных четвертях.
3. Функция является нечетной,так какее область определения симметрична относительно начала координат и для любого выполняется равенство . .
Вывод: График функции симметричен относительно начала координат.
4. Функция является монотонной, так как убывает при .
5. Функция является обратимой, так как является монотонной.
6. у = 0; = 0 уравнение корней не имеет, нулей функции нет.
Вывод: График функции не пересекает ось Ох.
х | |||||
у |
7. у < 0; у > 0.
8. Функция является неограниченной сверху и снизу.
Упражнения:
1. Дана функция . Найти: f (0), f (- 1), f (1), f ( ).
2. Найти область определения функции:
1) ; 2) ; 3) .
6. Квадратичная функция, ее свойства и графики
Определение: Функция вида , где a, b, c - действительные числа, причем а ¹ 0, называется квадратичной функцией.
Замечание: Графиком квадратичной функцииявляется парабола, по-разному расположенная относительно координатных осей.
Частные случаи:
у |
х |
у |
у |
х |
х |
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
(b = 0, c = 0) (b = 0) (c = 0)
Общий случай: (b ¹ 0, c ¹ 0)
- Область определения функции: Х = R.
- Координаты вершины параболы А ( т, п ) определяются по формулам:
.
- Множество значений функции: при а > 0 ;
при а < 0 .
- Функция ни четная ни нечетная, так как .
.
х |
у |
т |
п |
т |
п |
т |
т |
п |
п |
у |
х |
Рис. 4 Рис. 5
а > 0, b ¹ 0, c ¹ 0 а < 0, b ¹ 0, c ¹ 0
- Функция не монотонная:
при а > 0 у - убывает;
у - возрастает;
при а < 0 у - возрастает;
у - убывает.
- Функция не обратимая, так как не монотонная.
- Нули функции:
;
; х1;2 - нули функции;
; х - нуль функции;
; нулей функции нет.
- Промежутки знакопостоянства:
х |
х |
х |
х1 |
х2 |
х |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
а > 0; D > 0; а > 0; D = 0; а > 0; D < 0;
х |
х |
х |
х1 |
х2 |
х |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
а < 0; D > 0; а < 0; D = 0; а < 0; D < 0;
- При функция ограниченная снизу, так как при любом ; при функция ограниченная сверху, так как при любом .
7. Уравнения с одной переменной
7.1. Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
Определение: Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само число а, если , и противоположное число - а, если .
Обозначение: - модуль числа а.
Замечание:
1. Из определения следует, что при любом действительном а .
2. Модуль числа равен расстоянию от точки, изображающей данное действительное число на числовой оси, до нуля.
- 2 |
3,5 |
х |
- 1 |
½2½ |
½- 2½ |
½3,5½ |
½0½ |
½- 2½= 2; ½2½= 2; ½3,5½= 3,5; ½0½= 0.
3. ½b - а½ - расстояние между точками, изображающими на числовой оси числа а и b.
a |
х |
½b½ |
½a½ |
½b - a½ |
b |
b |
х |
½а½ |
½b½ |
½b - a½ |
a |
½b - а½= b - а , если b > а ½b - а½= а - b , если b < а
Способы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля:
1. Раскрытие модуля по определению.
2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.
3. Разбиение на промежутки.
Пример:
1. .
Решение:
Так как при любом х , то уравнение решений не имеет.
Ответ: Решений нет.
2. .
Решение:
Раскроем по определению:
Ответ: х1 = 4; х2 = - 1 .
Теорема: Если обе части уравнения , где при всех значениях х из области определения уравнения, возвести в одну и ту же натуральную степень п , то получится уравнение , равносильное данному.
3. .
Решение:
Если х+1 < 0 , то уравнение корней не имеет, так как .
Если х+1 ≥ 0 , то обе части уравнения неотрицательны, возведем их в квадрат:
; ; ;
;
; ; ; .
Ответ: ; .
4. .
Решение:
, .
Так как обе части уравнения положительны, возведем их в квадрат:
Û
Û Û ;
;
; ;
; .
Ответ: ; .
5. .
Решение:
1) На числовой прямой отметим значения х, при которых 3 – х = 0, и значения х, при которых х + 2 = 0.
3 – х = 0 при х = 3.
х + 2 = 0 при х = – 2.
2) Числовая прямая разбивается на промежутки: .
Определим знак каждого из двучленов в полученных промежутках:
r PK9fg7/cisynRo0+aqh85w5qDNOdx0EN17UQ0KF8DdNneZ56h6JjKDzjppd6PeIORSmCRo0+aqi0 7A5qDHOzx0EN35aoYZnarzFTr8nsqYzO15iPiBpKETRq9FHjSG4oj3uO7tcIAl/khprDkx3ar6H9 Gl/Cr6GSpH8vqMGyy/G6eJb7Kl5tT++j737HdfcF/K/+BwAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAQUuu m+AAAAAJAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPQUvDQBCF74L/YRnBm90kpTWN2ZRS1FMR2gri bZudJqHZ2ZDdJum/dzzpbea9x5tv8vVkWzFg7xtHCuJZBAKpdKahSsHn8e0pBeGDJqNbR6jghh7W xf1drjPjRtrjcAiV4BLymVZQh9BlUvqyRqv9zHVI7J1db3Xgta+k6fXI5baVSRQtpdUN8YVad7it sbwcrlbB+6jHzTx+HXaX8/b2fVx8fO1iVOrxYdq8gAg4hb8w/OIzOhTMdHJXMl60ClarOSdZf05A sL9MUx5OLCSLBGSRy/8fFD8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACU AQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAc/kE0WIJAADI XwAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAQUuum+AA AAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAC8CwAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAMkM AAAAAA== ">
3 – х |
х |
х +2 |
- 2 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3 – х | + | + | - |
х +2 | - | + | + |
3) Решим уравнение на каждом промежутке:
При ; .
.
При ; .
.
При ; .
Ответ: .
Упражнения:
1. ; | 2. ; | 3. ; |
4. ; | 5. ; | 6. ; |
7. ; | 8. ; | 9. ; |
10. ; | 11. ; | 12. ; |
13. ; | 14. ; | 15. . |
7.2. Иррациональные уравнения
Определение: Иррациональным уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.
Замечание: Чтобы решить иррациональное уравнение, нужно сначала освободиться от корней, подкоренные выражения которых содержат переменную. Чаще всего этого добиваются возведением в квадрат обеих частей уравнения. Однако при этом могут появиться «посторонние» корни, которые не удовлетворяют данному иррациональному уравнению. Появление «посторонних» корней возможно при расширении области определения данного иррационального уравнения.
Вывод: При решении иррациональных уравнений необходима проверка.
Пример:
- .
Решение:
Возведем обе части уравнения в квадрат: ;
; ; .
Проверка:
х1 = 2; ; ;
х2 = - 2; ; .
Ответ: .
- .
Решение:
Û ;
Возведем обе части уравнения в квадрат: ; 5 - х = 25; х = - 20.
Проверка:
х = - 20; ; 7 = 7.
Ответ: х = - 20.
- .
Решение:
Û Û ;
Возведем обе части уравнения в квадрат: ;
; ;
;
; ; х1 = - 3; х2 = 5.
Проверка:
х1 = - 3; ; ; - не существует;
х1 = - 3 - не является корнем данного уравнения.
х2 = 5; ; 8 = 8.
Ответ: х = 5.
- .
Решение:
Возведем обе части уравнения в квадрат: ;
; ;
;
Возведем обе части уравнения в квадрат: ;
; ;
;
Умножим обе части уравнения на - 1: ;
;
; ; х1 = 10; х2 = 362.
Проверка:
х1 = 10; ; 8 = 8.
х2 = 362; ; 19 + 27 ¹ 8.
х2 = 362 - не является корнем данного иррационального уравнения.
Ответ: х = 10.
- .
Решение:
Возведем обе части уравнения в квадрат: ;
; ;
;
Возведем обе части уравнения в квадрат: ;
; ;
; ;
;
; ; х1 = 2; х2 = .
Проверка:
х1 = 2; ; 3 + 4 = 7; 7 = 7.
х2 = ; ;
;
; ;