Целевая установка и организационно-методические указания
Колледж
МАТЕМАТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Математика» для I курса
федерального компонента цикла ОДБ ГОС СПО третьего поколения по специальностям 280711«Рациональное использование природохозяйственных комплексов»,080114«Экономика и бухгалтерский учет»
Москва
Издательство МНЭПУ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
________ И.В. Дарда
от «____»______ 2011 г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Директор Колледжа Начальник УМУ
_____________О.Ю.Спиридонова _________О.А. Овсяник
«____»_______ 2011 г. «____»_______ 2011 г.
Математика: Учебнометодический комплекс по дисциплине «Математика» федерального компонента цикла ОД ГОС СПО третьего поколения по специальностям 280711«Рациональное использование природохозяйственных комплексов»,080114«Экономика и бухгалтерский учет». – М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. – 00 с.
Учебно-методический комплекс по «Математике» подготовлен для студентов очного обучения в соответствии с требованиями Госстандарта высшего профессионального образования подготовки специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, менеджменту, экономике и бухгалтерскому учету, правоведению.
Предназначен для организации самостоятельной работы студентов при освоении курса. Содержит рабочую программу и учебно-тематический план для изучения дисциплины, необходимые материалы для подготовки к семинарам, экзамену, выполнения контрольных работ.
А в т о р с о с т а в и т е л ь:
Матусов Леонид Борисович, к.т.н., доцент, преподаватель колледжа МНЭПУ
© МНЭПУ, 2011
Оглавление
Стр.
Введение 4
Содержание учебной программы
1.Целевая установка и организационно –
методические указания 5
2.Содержание разделов и тем 7
3.Тематический план 8
Формы текущего и итогового контроля 14
Темы семинарских занятий 14
Примерный перечень вопросов к
зачету и экзамену 20
Примерный перечень тестовых заданий 21
4.Литература 25
Учебно-методический комплекс
Введение
Семестр: 1,2
Общая трудоемкость дисциплины: 154 ч., в том числе:
Лекций: 88 ч
Семинаров: 40 ч.
Контрольные мероприятия:
Контрольные работы – 5
Тесты – 2
Другие: зачет, экзамен.
1. Цель дисциплины.
Целью данного курса «Математика» является профессиональная подготовка специалиста колледжа в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего образования в пределах данного предмета.
2. Задачи дисциплины.
Дисциплина «Математика» должна решать следующие задачи:
– Знакомство с фундаментальными понятиями в области данного курса согласно Государственному образовательному стандарту среднего образования.
– Развитие умений и навыков по применению математического аппарата в пределах данного курса.
– Подготовка студента к получению последующего образования в его будущей профессиональной деятельности.
3. Место дисциплины в системе среднего образования.
Дисциплина «Математика» является базовым предметом для изучения студентами средней школы. Основой изучения данного предмета является программа курса математики за 9 класс.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области дисциплины «Математика». При-оритетами для курса математики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
– формирование базовых знаний по дисциплине «Математика» с целью дальнейшего обучения своей специальности в сфере непрерывного образования;
– овладение различными математическими технологиями и вычисли-тельными процедурами, используемыми в будущей профессиональной деятельности специалиста колледжа.
Информационно-коммуникативная деятельность:
– приобретение навыков строго логического рассуждения и метода математического доказательства для подтверждения своей точки зрения в области будущей профессиональной деятельности;
– использование для решения различных прикладных задач профес-сиональной сферы информационных источников в области математики.
Рефлексивная деятельность:
– овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, уме-нием предвидеть возможные результаты своих действий;
– организация учебной деятельности: постановка цели, планирова-ние, определение оптимального соотношения цели и средств.
Обязательный минимум содержания согласно ГОСу по данной дисциплине
Корень и степень числа; степенная функция; показательная, лога-рифмическая функции; тригонометрические формулы, уравнения, функ-ции; производная, применение производной к построению графиков функ-ций; интеграл; основные понятия геометрии.
Содержание учебной программы
Целевая установка и организационно-методические указания
Программа определяет объем знаний, характер, уровень умений и навыков, необходимых специалисту данного профиля для решения практических задач на научной основе в соответствии с его направлением специализации.
В процессе преподавания курса и самостоятельной работы студентов достигаются образовательная, практическая и воспитательные цели.
Образовательная цель куса: сформировать у студентов необходи-мый запас базовых знаний по изучаемой дисциплине.
Практическая цель курса: выработать у студентов навыки и уме-ния по использованию математических методов в повседневной практике, научить их решать разнообразные задачи прикладного характера в сфере их будущей профессиональной деятельности с помощью математического аппарата.
Воспитательная цель курса: сформировать у выпускников необхо-димый уровень математической культуры, умения логически мыслить и адекватно оценивать неординарные ситуации в их будущей профессио-нальной работе, развить у студентов интерес к изучению математики, как в стенах вуза, так и в дальней шей послевузовской деятельности.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
– понятие корня и степени числа;
– простейшие тригонометрические формулы;
– элементарные функции и их свойства и графики (степенную, показательную, логарифмическую, тригонометрические);
– термины «возрастание и убывание функций», «экстремумы функ-ций»;
– понятия производной, первообразной, неопределенного интеграла.
уметь:
– вычислять корень и степень числа;
– решать элементарные типы уравнений (иррациональные, показа-тельные, логарифмические, тригонометрические);
– строить графики элементарных функций (степенной, показатель-ной, логарифмической, тригонометрической);
– вычислить производную;
– применять производную к исследованию графиков функций;
– вычислять простейшие неопределенные интегралы.
иметь представление:
– о роли и значении математики среди других наук;
– об общих способах и методах применения данной дисциплины в будущей профессиональной деятельности.
Основными видами учебных занятий курса являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Общий бюджет времени, отводимый на данный курс, составляет 154 часа со следующим распределением по видам занятий:
На лекциях освещаются основные темы согласно содержанию данного курса. Формулируемые положения иллюстрируются примерами. Методика чтений лекций опирается на приемы активизации мыслитель-ной деятельности обучаемых, постановку проблемных вопросов, вовлечение студентов в их осмысление и решение, развитие творческих способностей.
На семинарских занятиях происходит отработка и закрепление ба-зовых понятий лекционного материала.
Самостоятельная работастудентов осуществляется в целях закре-пления знаний, полученных на лекциях и при изучении учебной литера-туры, добывания новых знаний из дополнительных источников.
Контроль и оценка знаний и умений студентов осуществляется на семинарских занятиях, тестировании, зачетах, экзаменах. Проверке подлежат как зани программного материала и умение работать с научной литературой, так и приобретенные навыки и умения, осведомленность о специфических аспектах дисциплины.
Содержание разделов и тем
Раздел I. «Корень и степень числа».
Тема 1. Корень n-ой степени и его свойства.
Тема 2. Степень с рациональным и действительным показателем и его свойства.
Раздел II. «Степенная функция».
Тема 3. Степенная функция, ее свойства.
Тема 4. Иррациональные уравнения.
Раздел III. «Показательная функция».
Тема 5. Показательная функция и ее свойства.
Тема 6. Показательные уравнения.
Раздел IV. «Логарифмическая функция».
Тема 7. Логарифмы. Десятичные и натуральные Логарифмы.
Тема 8. Свойства логарифмов.
Тема 9. Логарифмическая функция.
Тема 10. Логарифмические уравнения.
Раздел V. «Тригонометрические формулы».
Тема 11. Радианная мера угла.
Тема 12. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла.
Тема 13. Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и ко-тангенсом одного и того же угла.
Тема 14. Тригонометрические тождества.
Тема 15. Синус, косинус, тангенс и котангенс углов α и –α.
Тема 16. Формулы сложения.
Тема 17. Синус, косинус, тангенс и котангенс двойного угла.
Тема 18. Синус, косинус, тангенс и котангенс половинного угла.
Тема 19. Формулы приведения.
Тема 20. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Раздел VI. «Тригонометрические уравнения».
Тема 21. Уравнение sinx=a.
Тема 22. Уравнение cosx=a.
Тема 23. Уравнение tgx=a и ctgx=a.
Тема 24. Решение тригонометрических уравнений.
Раздел VII. «Тригонометрические функции».
Тема 25. Свойства функции у=sinx и ее свойства.
Тема 26. Свойства функции у=cosx и ее свойства.
Тема 27. Свойства функций у=tgx и у=ctgx, их свойства.
Раздел VIII. «Производная».
Тема 28. Производная.
Тема 29. Правила дифференцирования.
Тема 30. Производные некоторых элементарных функций.
Тема 31. Физический и геометрический смысл производной.
Раздел IX. «Применение производной к исследованию функций».
Тема 32. Возрастание и убывание функции.
Тема 33. Экстремумы функции.
Раздел X. «Интеграл».
Тема 34. Первообразная. Основное свойство первообразной. Неопре-деленный интеграл.
Тема 35. Вычисление интегралов.
Раздел XI. «Геометрия».
Тема 36. Основные свойства пространства.
Тема 37. Отношения прямой и плоскости пространства.
Тема 38. Понятие многогранника.
Тема 39. Понятие тела вращения.
3. Тематический план
Номера и наименования разделов и тем | Всего часов учебных занятий | В том числе учебных занятий с преподавателем | В том числе | Время на самостоятельную работу | Виды контроля (зачеты, экзамены и т.д.) | |||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Контрольные работы (тестирование) | |||||
I семестр | ||||||||
Раздел I. «Корень и степень числа» | ||||||||
Тема 1. Корень n-ой степени и его свойства. Тема 2. Степень с рациональным и действительным показателем и его свойства. | 2(№1) 2(№2) | |||||||
Раздел II. «Степенная функция» | ||||||||
Тема 3. Степенная функция, ее свойства. Тема 4. Иррациональные уравнения. | 2(№3) | |||||||
Раздел III. «Показательная функция» | ||||||||
Тема 5. Показательная функция и ее свойства. Тема 6. Показательные уравнения. | ||||||||
Раздел IV. «Логарифмическая функция» | ||||||||
Тема 7. Логарифмы. Десятичные и натуральные Логарифмы. Тема 8. Свойства логарифмов. Тема 9. Логарифмическая функция. Тема 10. Логарифмические уравнения. | 2(№4) 2(№5) | |||||||
Раздел V. «Тригонометрические формулы» | ||||||||
Тема 11. Радианная мера угла. Тема 12. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла. Тема 13. Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла. Тема 14. Тригонометрические тождества. Тема 15. Синус, косинус, тангенс и котангенс углов α и –α. Тема 16. Формулы сложения. Тема 17. Синус, косинус, тангенс и котангенс двойного угла. Тема 18. Синус, косинус, тангенс и котангенс половинного угла. Тема 19. Формулы приведения. Тема 20. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | 2(№6) 2(№7) 2(№8) 2(№9) 2(№10) | |||||||
ИТОГО: | №1-5. Тест №1 | Зачет | ||||||
II семестр | ||||||||
Раздел VI. «Тригонометрические уравнения» | ||||||||
Тема 21. Уравнение sinx=a. Тема 22. Уравнение cosx=a. Тема 23. Уравнение tgx=a и ctgx=a. Тема 24. Решение тригонометрических уравнений. | 2(№11) 2(№12) 2(№13) 2(№14) | |||||||
Раздел VII. «Тригонометрические функции» | ||||||||
Тема 25. Свойства функции у=sinx и ее свойства. Тема 26. Свойства функции у=cosx и ее свойства. Тема 27. Свойства функций у=tgx и у= =ctgx, их свойства. | 2(№15) | |||||||
Раздел VIII. «Производная» | ||||||||
Тема 28. Производная. Тема 29. Правила дифференцирования. Тема 30. Производные некоторых элементарных функций. Тема 31. Физический и геометрический смысл производной. | 2(№16) | |||||||
Раздел IX. «Применение производной к исследованию функций» | ||||||||
Тема 32. Возрастание и убывание функции. Тема 33. Экстремумы функции. | 2(№17) 2(№18) | |||||||
Раздел X. «Интеграл» | ||||||||
Тема 34. Первообразная. Основное свойство первообразной. Неопределенный интеграл Тема 35. Вычисление интегралов. | 2(№19) | |||||||
Раздел XI. «Геометрия» | ||||||||
Тема 36. Основные свойства пространства. Тема 37. Отношения прямой и плоскости пространства. Тема 38. Понятие многогранника. Тема 39. Понятие тела вращения. | 2(№20) | |||||||
ИТОГО: | №6-10. Тест №2 | Экзамен | ||||||
Всего по дисциплине: | №1- -10. Тест №1,2. | Зачет, Экзамен |
Формы текущего и итогового контроля:
I семестр: 5 контрольных работ, тестирование (тест №1), зачет.
II семестр: 5 контрольных работ, тестирование (тест №2), экзамен.
Семинарские занятия (план, перечень вопросов)
Семинарское занятие 1 по теме 2: Степень с рациональным действительным показателем и его свойства.
Основные вопросы темы:
1. Степень с рациональным показателем.
2. Свойства степени с рациональным показателем.
3. Степень с действительным показателем.
4. Свойства степени с действительным показателем.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение степени с рациональным показателем.
2. Назовите свойства степени с рациональным показателем.
3. Дайте определение степени с действительным показателем.
4. Назовите свойства степени с действительным показателем.
Семинарское занятие 2 по теме 2: Иррациональные уравнения.
Основные вопросы темы:
1. Общий вид иррационального уравнения.
2. Решение иррациональных уравнений.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение иррационального уравнения.
2. Назовите основные методы решения иррациональных уравнений.
Семинарское занятие 3 по теме 3: Показательные уравнения.
Основные вопросы темы:
1. Общий вид показательных уравнений.
2. Решение показательных уравнений.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные методы решений показательных уравне-ний.
Семинарские занятия 4 по теме 9: Логарифмическая функция.
Основные вопросы темы:
1. Определение логарифма.
2. Свойства логарифмов.
3. Десятичные и натуральные логарифмы.
4. Основное логарифмическое тождество.
5. Логарифмическая функция.
6. Свойства логарифмической функции.
7. График логарифмической функции.
Контрольные вопросы:
1. Что такое логарифм?
2. Перечислите основные логарифмические свойства.
3. Дайте определение логарифмической функции.
4. Назовите основные свойства логарифмической функции.
Семинарские занятия 5 по теме 10: Логарифмические уравнения.
Основные вопросы темы:
1. Общий вид логарифмических уравнений.
2. Способы решений логарифмических уравнений.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите способы решений логарифмических уравнений.
Семинарские занятия 6–10 по темам 15–19: Синус, косинус, тангенс и котангенс α и –α (тема 15); формулы сложения (тема 16); синус, косинус, тангенс и котангенс двойного угла (тема 17); синус, косинус, тангенс и котангенс половинного угла (тема 18); формулы приведения (тема 19).
Основные вопросы темы:
1. Радианная мера угла.
2. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла.
3. Знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
4. Зависимость меду синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла.
5. Тригонометрические тождества.
6. Решение задач с применением тригонометрических тождеств.
7. Формулы сложения.
8. Формулы сумм и разности, двойных и половинных углов.
9. Формулы приведения.
Контрольные вопросы:
1. Что такое синус, косинус, тангенс и котангенс угла?
2. Назовите основные тригонометрические тождества.
3. Перечислите формулы сложения углов.
4. Назовите формулы сумм и разности, двойных и половинных уг-лов, формулы приведения.
Семинарские занятия 11–14 по темам 21–24: Уравнение sinx=a (тема 21); уравнение cosx=a (тема 22); уравнения tgx=a и ctgx=a (тема 23); решение тригонометрических уравнений (тема 24).
Основные вопросы темы:
1. Решение уравнений вида sinx=a.
2. Решение уравнений вида cosx=a.
3. Решение уравнений вида tgx=a и ctgx=a.
4. Решение тригонометрических уравнений общего вида.
Контрольные вопросы:
1. Назовите базовые формулы простейших тригонометрических уравнений sinx=a, cosx=a, tgx=a, ctgx=a.
2. Как решаются тригонометрические уравнения общего вида?
Семинарское занятие 15 по теме 27: Свойства функций у=tgx и у=ctgx, их свойства.
Основные вопросы темы:
1. Функция у=tgx и ее свойства.
2. Функция у=ctgx и ее свойства.
Контрольные вопросы:
1. Нарисуйте функции вида у=tgx, у=ctgx и назовите их основные свойства.
Семинарское занятие 16 по теме 31: Физический и геометричес-кий смысл производной.
Основные вопросы темы:
1. Определение производной.
2. Производные некоторых элементарных функций.
3. Таблица производных.
4. Свойства производных.
5. Геометрический смысл производной.
6. Физический смысл производной.
7. Решение задач на нахождение производной.
Контрольные вопросы:
1. Что такое производная?
2. Назовите основные свойства производной.
3. Определите геометрический и физический смысл производной.
4. Как вычисляются производные основных элементарных функций.