Методические рекомендации. Практическое занятие №11
Практическое занятие №11
«Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры»
Цели:
1. Выявить дифференциальные признаки сложноподчиненного предложения расчлененной структуры;
2. Отработать умения в определении вида придаточных частей СПП расчлененной структуры на основе значений подчинительных союзов;
3. Развивать умения в составлении схем сложноподчиненных предложений и в наполнении представленных схем СПП конкретным лексическим материалом.
Основные понятия
Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры, семантические союзы, придаточные части места, времени, причины, цели, условия, следствия, придаточные сопоставительные, сравнительные, уступительные, присоединительные.
План
1. Характеристика сложноподчиненного предложения расчлененной структуры:
а) относятся ко всей главной части (присоставной характер);
б) средства связи – семантические союзы;
в) отсутствие коррелятов, сложные союзные средства;
г) свободный порядок следования частей;
д) несвободный характер сказуемых в модально-временном плане.
2. Виды сложноподчинённых предложений расчленённой структуры:
а) СПП с придаточной частью времени;
б) СПП с придаточной частью места, их специфика;
в) СПП с придаточной причины;
г) СПП с придаточной следствия;
д) СПП с придаточной условия;
е) СПП с придаточной цели;
ж) СПП с придаточной уступки;
з) СПП с придаточной сравнительной частью;
и) СПП с придаточной сопоставительной;
к) СПП с придаточной присоединительной частью.
Основная литература
1. Русский язык/Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Academia, 2005. – С. 728-735.
Дополнительная литература
1. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 396-403.
2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х частях. Часть П: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Academia, 2002. – С. 542-573.
Задания для самостоятельной работы
Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2006.
1. Упражнение 654 (1,2,5)
2. Упражнение 657 (2-4) выделить главные члены предложения,
3. Упражнение 662 (4-6) начертить схемы СПП, определяя вид
4. Упражнение 667 (1,2,6,7) придаточной части.
5. Составить предложения по следующим схемам:
а) [ ], (с. точно);
б) [ ], (с. чтобы);
в) (с. если), [ ];
г) [там ], (с. сл. откуда);
д) [тогда], (когда).
Методические рекомендации.
1. Схема анализа сложноподчинённого предложения расчленённой структуры.
Пункты 1-3 в схеме анализа СПП нерасчленённой структуры.
4. Относится ко всей главной части (приосновное).
5. Выявить значение семантического подчинительного союза и, опираясь на него, задать вопрос от главной части к придаточной.
6. На основании пункта 5 определить вид придаточной части.
7-10 пункты см. в схеме анализа СПП нерасчленённой структуры.
2. Образцы анализа сложноподчинённого