II. Теоретические сведения.

I. Цель работы.

Решение плоской задачи теории упругости о напряженном состоянии в плоской пластине методом конечных разностей с применением ЭВМ.

II. Теоретические сведения.

В случае двумерных задач теории упругости, при отсутствии объемных сил и при заданных усилиях на границе, напряжения определяются функцией напряжения II. Теоретические сведения. - student2.ru , которая удовлетворяет бигармоническому уравнению

II. Теоретические сведения. - student2.ru (1)

и граничным условиям

II. Теоретические сведения. - student2.ru , (2)

где II. Теоретические сведения. - student2.ru – направляющие косинусы нормали к границе;

II. Теоретические сведения. - student2.ru – компоненты поверхностных сил, отнесенных к единице площади в данной точке границы;

II. Теоретические сведения. - student2.ru – нормальные напряжения;

II. Теоретические сведения. - student2.ru – касательное напряжение.

Величины II. Теоретические сведения. - student2.ru , II. Теоретические сведения. - student2.ru выражаются через функцию напряжения по формулам

II. Теоретические сведения. - student2.ru . (3)

Поэтому граничные условия (2) принимают вид

II. Теоретические сведения. - student2.ru . (4)

Зная усилия, распределенные вдоль границы, можем с помощью интегрирования уравнений (4) найти функцию II. Теоретические сведения. - student2.ru на границе.

Таким образом, задача о напряженном состоянии в плоской пластинке сводится к определению функции II. Теоретические сведения. - student2.ru , которая удовлетворяет уравнению (1) в каждой точке внутри области, а на границе принимает вместе со своими первыми производными заданные значения.

Используя метод конечных разностей, запишем бигармоническое уравнение (1) для случая квадратной сетки с шагом II. Теоретические сведения. - student2.ru в конечно-разностной форме.

Производные можно заменить по формулам

II. Теоретические сведения. - student2.ru ; II. Теоретические сведения. - student2.ru ;

II. Теоретические сведения. - student2.ru ;

II. Теоретические сведения. - student2.ru ; II. Теоретические сведения. - student2.ru ;

II. Теоретические сведения. - student2.ru ; II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Откуда

II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Аналогичным образом

II. Теоретические сведения. - student2.ru

и

II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Используя полученные формулы численного дифференцирования, преобразуем выражение (1) к виду

II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru . (5)

Это уравнение должно удовлетворятся в каждой узловой точке сетки внутри пластинки.

Чтобы найти граничные значения функции II. Теоретические сведения. - student2.ru , проинтегрируем уравнение (4).

Учитывая, что

II. Теоретические сведения. - student2.ru ;

где II. Теоретические сведения. - student2.ru – элемент дуги границы, запишем уравнение (4) в следующей форме:

II. Теоретические сведения. - student2.ru (6)

После интегрирования этих равенств получим

II. Теоретические сведения. - student2.ru (7)

Теперь воспользуемся уравнением

II. Теоретические сведения. - student2.ru ,

которое после интегрирования по частям дает

II. Теоретические сведения. - student2.ru . (8)

Подставляя в равенство (8) значения производных, определяемых формулами (6) и (7), можем найти граничные значения II. Теоретические сведения. - student2.ru . Следует заметить, что при определении первых производных по формулам (7) появятся две постоянные интегрирования II. Теоретические сведения. - student2.ru и II. Теоретические сведения. - student2.ru , а интегрирование в равенстве (8) введет третью постоянную II. Теоретические сведения. - student2.ru , в силу чего окончательное выражение для II. Теоретические сведения. - student2.ru будет содержать линейную функцию II. Теоретические сведения. - student2.ru . Поскольку компоненты напряжений представляются вторыми производными от функции II. Теоретические сведения. - student2.ru , эта линейная функция не повлияет на распределение напряжений, и постоянные II. Теоретические сведения. - student2.ru можно выбрать произвольно.

Отыскав приближенные значения II. Теоретические сведения. - student2.ru в узловых точках границы (или вблизи границы) и выписав для остальных узловых точек, расположенных внутри области, уравнения в форме (5), получим систему линейных уравнений, достаточную для определения всех узловых значений функции II. Теоретические сведения. - student2.ru . Затем для приближенного вычисления напряжений по формулам (3) можно использовать разностные отношения

II. Теоретические сведения. - student2.ru (9)

Рассмотрим квадратную пластинку, нагруженную, как показано на рисунке.

II. Теоретические сведения. - student2.ru

В рассматриваемой задаче имеет место симметричное нагружение пластинки. Выбрав координатные оси согласно рисунку, определим граничные значения функции II. Теоретические сведения. - student2.ru .

От II. Теоретические сведения. - student2.ru до II. Теоретические сведения. - student2.ru к границе пластинки не приложено усилий. Отсюда II. Теоретические сведения. - student2.ru и II. Теоретические сведения. - student2.ru =0, т.е.

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Интегрирование этих уравнений дает

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Здесь II. Теоретические сведения. - student2.ru – постоянные вдоль оси II. Теоретические сведения. - student2.ru и, как отмечалось ранее, их можно выбирать произвольно. Положим

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Тогда функция II. Теоретические сведения. - student2.ru вдоль ненагруженной части стороны пластинки обращается в нуль, что обеспечивает симметрию функции II. Теоретические сведения. - student2.ru относительно оси у.

От II. Теоретические сведения. - student2.ru и до II. Теоретические сведения. - student2.ru на нижней стороне пластинки действует равномерно распределенная нагрузка интенсивностью II. Теоретические сведения. - student2.ru , и уравнения (7) дают

II. Теоретические сведения. - student2.ru

Повторное интегрирование дает

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Постоянные интегрирования определим из условия, что для точки ( II. Теоретические сведения. - student2.ru ), общей для обеих частей границы, значения II. Теоретические сведения. - student2.ru и II. Теоретические сведения. - student2.ru , вычисленные слева и справа, должны совпадать. Отсюда

II. Теоретические сведения. - student2.ru ,

и получаем II. Теоретические сведения. - student2.ru .

На участке нижней границы от II. Теоретические сведения. - student2.ru до II. Теоретические сведения. - student2.ru имеем

II. Теоретические сведения. - student2.ru . (10)

В углу пластинки получаем

II. Теоретические сведения. - student2.ru , II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Вдоль вертикальной стороны пластинки II. Теоретические сведения. - student2.ru усилий не приложено, и, исходя из уравнений (7), заключаем, что вдоль этой стороны значения II. Теоретические сведения. - student2.ru и II. Теоретические сведения. - student2.ru должны быть такими, как и в нижнем левом углу, т.е.

II. Теоретические сведения. - student2.ru , II. Теоретические сведения. - student2.ru . (11)

Отсюда следует, что вдоль вертикальной стороны пластинки функция II. Теоретические сведения. - student2.ru остается постоянной. Эта постоянная должна быть равна II. Теоретические сведения. - student2.ru , как было найдено выше для нижнего угла.

Вдоль ненагруженной части верхней стороны пластинки первые производные от II. Теоретические сведения. - student2.ru остаются постоянными и будут иметь те же значения (11), которые вычислены для верхнего угла. Таким образом, на ненагруженной верхней части пластины имеем

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Поскольку в верхнем левом углу II. Теоретические сведения. - student2.ru , приходим к выводу, что II. Теоретические сведения. - student2.ru , и тогда

II. Теоретические сведения. - student2.ru . (12)

Рассматривая теперь нагруженную часть верхней стороны пластинки, и учитывая, что для этой части II. Теоретические сведения. - student2.ru ; II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru , из уравнения (7) получаем

II. Теоретические сведения. - student2.ru , II. Теоретические сведения. - student2.ru .

При II. Теоретические сведения. - student2.ru эти величины должны совпадать с величинами, определяемыми по формулам (11). Отсюда II. Теоретические сведения. - student2.ru и

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

При II. Теоретические сведения. - student2.ru функция II. Теоретические сведения. - student2.ru должна принимать значение, равное полученному по формуле (12). Отсюда II. Теоретические сведения. - student2.ru и

II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Таким образом, определили значения функции II. Теоретические сведения. - student2.ru и ее первых производных на границе пластинки, так как для правой части границы все эти величины определяются по симметрии.

Так как рассматриваемая задача является осесимметричной относительно оси у, то достаточно рассмотреть лишь половину пластинки.

Покроем пластинку квадратной сеткой. Далее с помощью экстраполяции найдем значения II. Теоретические сведения. - student2.ru для узловых точек, расположенных вне границы. Начиная вновь с нижней стороны пластинки и учитывая, что вдоль этой стороны II. Теоретические сведения. - student2.ru обращается в нуль. Примем для внешних точек те же значения II. Теоретические сведения. - student2.ru , что и для внутренних точек, смежных с границей. Вдоль вертикальной стороны пластинки имеем значение производной

II. Теоретические сведения. - student2.ru

и можем в качестве приближенных значений получить величины функции II. Теоретические сведения. - student2.ru для точек вне пластины из формулы

II. Теоретические сведения. - student2.ru ,

которая дает

II. Теоретические сведения. - student2.ru ,

где II. Теоретические сведения. - student2.ru - значения II. Теоретические сведения. - student2.ru для внутренних точек, смежных с границей.

Теперь можем начать вычисление значений функций II. Теоретические сведения. - student2.ru для внутренних узлов сетки. Для этого необходимо в симметричном случае выписать уравнение (5) для 15 внутренних точек, показанных на рисунке. Решение этих уравнений с использованием значений функции II. Теоретические сведения. - student2.ru в граничных и внешних узлах дает искомое значение II. Теоретические сведения. - student2.ru .

Зная функцию II. Теоретические сведения. - student2.ru внутри рассматриваемой области, напряжения можно определить с помощью формул (3) и (9).

III. Решение задачи в математическом пакете Maple 6.0.

> restart;

a:=1:

k:=3:

N:=4:

p:=N+k:

Digits:=6:

For i from -2 to 2 do

u[i,0]:=0;

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

For j from -6 to 0 do

u[3,j]:=-0.02*p*a^2;

u[-3,j]:=-0.02*p*a^2;

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for i from -2 to 2 do

u[i,-6]:=-1/2*p*(i*a/6)^2+0.1*p*a^2;

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> c:={}:

> for i from -2 to 2 do

For j from -5 to -1 do

c:=c union {20*u[i,j]-8*(u[i-1,j]+u[i+1,j]+u[i,j-1]+u[i,j+1])+2*(u[i-1,j-1]+u[i+1,j-1]+u[i-1,j+1]+u[i+1,j+1])+u[i-2,j]+u[i+2,j]+u[i,j-2]+u[i,j+2]=0};

od;

od;

> for j from -6 to -0 do

u[4,j]:=u[2,j]-2/15*p*a^2;

u[-4,j]:=u[-2,j]-2/15*p*a^2;

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for i from -2 to 2 do

u[i,1]:=u[i,-1];

u[i,-7]:=u[i,-5];

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> b:={}:

> for i from -2 to 2 do

For j from -5 to -1 do

b:=b union {u[i,j]};

Od

od;

> d:=solve(c,b);

II. Теоретические сведения. - student2.ru

Определение нормальных и касательных напряжений

> for i from -3 to 3 do

sigma_y[i,0]:=36/a^2*(u[i+1,0]-2*u[i,0]+u[i-1,0]):

sigma_y[i,-6]:=36/a^2*(u[i+1,-6]-2*u[i,-6]+u[i-1,-6]):

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for j from -6 to 0 do

sigma_y[3,j]:=36/a^2*(u[4,j]-2*u[3,j]+u[2,j]);

sigma_y[-3,j]:=36/a^2*(u[-2,j]-2*u[-3,j]+u[-4,j]);

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for i from -3 to 3 do

sigma_x[i,0]:=36/a^2*(u[i,1]-2*u[i,0]+u[i,-1]);

sigma_x[i,-6]:=36/a^2*(u[i,-5]-2*u[i,-6]+u[i,-7]);

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for j from -6 to 0 do

sigma_x[3,j]:=36/a^2*(u[3,j+1]-2*u[3,j]+u[3,j-1]);

sigma_x[-3,j]:=36/a^2*(u[-3,j+1]-2*u[-3,j]+u[-3,j-1]);

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for i from -3 to 3 do

sigma_xy[i,0]:=36/(4*a^2)*(u[i+1,1]-u[i-1,1]-u[i+1,-1]+u[i-1,-1]);

sigma_xy[i,-6]:=36/(4*a^2)*(u[i+1,-5]-u[i-1,-5]-u[i+1,-7]+u[i-1,-7]);

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

> for j from -6 to 0 do

sigma_xy[3,j]:=36/(4*a^2)*(u[4,j+1]-u[2,j+1]-u[4,j-1]+u[2,j-1]);

sigma_xy[-3,j]:=36/(4*a^2)*(u[-2,j+1]-u[-3,j+1]-u[-2,j-1]+u[-4,j-1]);

od;

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

II. Теоретические сведения. - student2.ru II. Теоретические сведения. - student2.ru

Наши рекомендации