Элементы интеграционного обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе
В школьной практике урок остается едва ли не единственной формой организации обучения обеспечивающей, если так можно выразиться, «триединую сущность»: знание, навык, умение. Необходимо научить учащихся самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения по предмету в жизненных ситуациях, на полевой практике, в походах, при работе с различными источниками знаний.
Этому помогают интегрированные уроки, где видна «универсальность» географии, т.е. ее связь с литературой и математикой, иностранным языком и обществознанием, историей и экономикой, химией и биологией, а также использование местного краеведческого материала.
Например, в 11 классе при изучении темы «Великобритания: особенности хозяйства, культура и традиции страны» на интегрированном уроке география – английский язык, связь с Республикой Мордовия была проведена через внешние экономические и культурные связи Великобритании и России, прозвучала инсценировка по ролям диалога о Саранске на английском языке, были показаны национальные костюмы: мордовский и шотландская юбка. Ученики применяли знание языка при работе с картографическими источниками, таблицами, природными объектами, при работе с отраслями хозяйства, транспорта. Более подробно с уроком можно познакомиться в приложении к данному выступлению (приложение 1).
При проведении интегрированного урока по природоведению и литературе «Три среды обитания» весь материал был подобран на основе местных обитателей почвенной, воздушно-наземной и водной среды. Предварительно были посещены зоопарк, краеведческий музей и аквамир при ГДДТ Городском Доме детского творчества, что позволило учащимся наглядно увидеть природу Мордовии, узнать проблемы, связанные с охраной окружающего мира и попытаться найти пути их решения на местном уровне. Все это дает возможность не только закрепить полученные знания на практике, но и воспитывает бережное, любовное отношение к своей малой Родине.
Важным принципом активизации познавательной деятельности и усвоении полученных знаний является их закрепление на практике. Поэтому, например, в 9 классе при изучении темы «Население» целесообразно дать детям творческую практическую работу: нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, построить столбиковую диаграмму, изучив рождаемость в семьях своих родственников, знакомых, друзей до 3-го колена, или нарисовать герб, придумать девиз своего рода в зависимости от профессий своих предков. Это стимулирует ребят и, как правило, дает не только хорошие результаты в обучении и закреплении, а и позволяет проследить связь времен на примере республики. Этот элемент практикума используют учителя и на уроках истории и культуры мордовского края (ИКМК), обществознания и истории.
При подготовке к семинару «Нужны ли инвестиции Мордовии?» учащиеся заранее собирают материал об инвесторах и инвестициях, о субсидиях и финансировании, непосредственно «примеряя» эту тему к тем предприятиям, на которых работают их родители. На таких семинарах мы сразу решаем несколько задач. Этими задачами выступают анализ сложившейся ситуации в республике и регионе, профориентация школьников, связь с действительностью, что сегодня очень важно и конечно интеграция с обществознанием, экономикой и математикой при проведении расчетов и решении задач.
Как правило, в конце учебного года проводятся практические работы на местности. Они позволяют научиться на практике применять топографические приборы, вести наблюдения за изменением состояния природы, скорости течения воды в реке, за состоянием облачности, высотой солнца над горизонтом. Также организовывается учебная экологическая тропа, где проводятся учебные географические экскурсии, геоэкологические наблюдения, природоохранная деятельность. Проходя по маршруту, обязательно обращается внимание школьников на формы природопользования и следствия воздействия на природный комплекс человека.
По окончании практики учащиеся, используя знания, полученные на экологии, химии, биологии, математике, астрономии и других предметах, самостоятельно составляют прогноз сложившейся в районе ситуации, предлагают пути решения и устранения неблагоприятных последствий деятельности человека, сами участвуют в уборке тропы от дачного и бытового мусора.
Все мы понимаем, что главная задача учителя – дать прочные и глубокие знания каждому ученику, показать школьникам их внутренние ресурсы и привить им желание учиться. На уроках необходимо обеспечить связь теоретической и практической подготовки с использованием наглядных примеров родного края и знаний, полученных на разных уроках.
Эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний - креативностью (общими творческими способностями).
На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика. Конечно же на уроке изучения нового материала. Потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками».
Применяя технологию интегрированного обучения на уроках можно органично связать теорию и практику любого предмета. И в результате практические работы по географии никогда не будут педагогической и методической необходимостью, они просто станут необходимы как воздух, причем во всех проявлениях (от программных до творческих), и позволят ученикам творчески усваивать знания.
На уроке необходимо создать такие условия, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний.
Посредством связи знаний из разных областей творческой учебной деятельности интегрированный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность. Например, в шестом классе при изучении темы «Ветер».