Сравнение предметов и множеств предметов
Программа
общеобразовательной средней школы
с русским языком обучения
Математика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе концепции математического образования и стандарта по учебному предмету «Математика».
Цели обучения математике. Начальное обучение математике является, с одной стороны, составной частью общего начального обучения, а с другой – основой для дальнейшего изучения математики и других учебных предметов.
Первый аспект требует согласованности в обучении математике с иными компонентами начального обучения: развитием речи, выработкой навыков чтения и письма, физическим развитием, знакомством с окружающим миром, воспитанием вкуса, обучением видеть и создавать прекрасное. Второй аспект предусматривает формирование у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, которые готовят учащихся к использованию математических знаний в повседневной жизни, успешному овладению знаниями и способами деятельности при дальнейшем обучении как математике, так и другим учебным предметам.
При начальном обучении математике происходит первичное освоение количественных отношений и пространственных форм окружающего мира, вырабатываются умения применять анализ, синтез, аналогию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию. Обучение математике не только приучает точно выполнять разнообразные предписания, но и формирует общие приемы поисковой деятельности, развивает гибкость и критичность мышления, учит прогнозировать и оценивать свои действия.
Это предопределяет следующие цели начального обучения математике:
· овладение математическими знаниями, которые необходимы для практической деятельности, изучения других дисциплин и продолжения образования;
· развитие умений и навыков, необходимых не только для математической деятельности, но и для полноценной жизни в обществе;
· выработка правильных представлений о возможностях математики в познании и описании действительности;
· воспитание таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность, критичность и вариативность мышления.
Структура начального курса математики.Основу начального курса математики составляет линия чисел и арифметических действий над ними. Линии величин, геометрических фигур и алгебраическая являются сопутствующими.
Курс математики на I ступени общего среднего образования имеет спирально-концентрическое строение. В нем выделяются следующие концентры:дочисловой период, однозначные числа, двузначные числа до 20, двузначные числа, трехзначные, четырехзначные, многозначные числа.
Переход к следующему концентру сопровождается не только расширением множества известных чисел, но и систематизацией и углублением знаний, введением новых элементов в деятельность учеников. Данное построение программы способствует формированию у учащихся общих представлений об одной из важнейших математических структур – структуре натуральных чисел.
Сквозными в начальном обучении математике являются линии текстовых задач, алгоритмическая линия и эвристическая линия.
Решение текстовых задач является важнейшим средством формирования математических понятий, предупреждает формализм в усвоении знаний, усиливает развивающий эффект обучения математике. Овладение многочисленными алгоритмами, усвоение эвристических приемов является необходимым условием полноценной социализации ученика.
Организация учебно-воспитательного процесса.Учебно-воспитательный процесс в I – IV классах организуется с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики учебного предмета математики, ее места и роли в школьном обучении. Учитель имеет право самостоятельно выбирать приемы обучения, с тем чтобы обеспечить достижение целей начального обучения математике.
Обучение математике должно быть организовано так, чтобы каждый ученик мог достичь обязательных результатов. Вместе с этим у ученика должна быть возможность реализовать свои образовательные потребности в области математики.
Учащийся должен не только получить определенные знания, но и научился использовать их при решении учебных задач и задач прикладного характера. Минимальный уровень трудности задач определяется обязательными результатами обучения, зафиксированными в образовательном стандарте. Вместе с этим учччащимся достигшим этих результатов, должны предлагаться более сложные задачи.
В процессе начального обучения математике должны рационально сочетаться игровые, объяснительно-иллюстративные и эвристические методы. Обучение через игру предусматривает использование специальных обучающих игр, в которых отражаются важнейшие математические идеи.
Обучение математике должно содействовать развитию у учеников навыков устной речи, письма, работы с книгой. Необходимо заботиться о формировании элементов организации умственной деятельности: ставить цели, искать пути для их достижения, планировать последовательность действий, анализировать различные варианты, оценивать возможные последствия и результаты.
При обучении математике в I – V классах важно обеспечить усвоение как смысла вводимых понятий, так и определенных фактов и алгоритмов. Это достигается через использование в обучении предметной деятельности, разных видов наглядности, использование математических представлений и знаний при решении как учебных задач, так и задач с практическим содержанием.
Формированию идеи числа содействует деятельность с предметами (счетным материалом), рисунками. Оперирование конечными множествами предметов содействует усвоению состава числа, служит основой для введения операций сложения и вычитания. Смысл сложения и вычитания раскрывается через решение соответствующих задач. Знания о составе чисел первого десятка необходимы для овладения сложением и вычитанием чисел в пределах 20. Разрядный состав чисел служит и в дальнейшем основой оперирования многозначными числами. В подобной последовательности происходит и усвоение действий умножения и деления: от действий с предметами и их изображениями – через усвоение смысла действий и запоминание таблицы умножения однозначных чисел – к алгоритмам действий над многозначными числами.
Усвоение свойств арифметических действий содействует выполнению вычислений рациональными способами, служит основой для решения уравнений. Алгебраические понятия переменной, уравнения, неравенства рассматриваются в начальном курсе математики на и выполняют вспомогательную роль.
Важным с практической точки зрения аспектом применения чисел являются измерения величин. Учащиеся должны получить представление о том, что соотнесение с определенной величиной того или иного числа происходит в результате специальной процедуры – измерения величины с помощью выбранной единицы. В I – V классах учащиеся знакомятся с измерением длины, массы, времени, площади.
Одной из целей начального обучения математике является освоение окружающего пространства, развитие пространственных представлений. Этому служит изучение геометрического материала: знакомство с телами, поверхностями, линиями, выделение фигур определенной формы, некоторых характеристик этих фигур.
I КЛАСС
(120 ч)
Сравнение предметов и множеств предметов,
пространственные и временные представления(16 ч)
Отождествление и различение предметов по одному свойству: форме (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные), размерам (малые, большие), цвету. Взаимное расположение предметов: сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, перед, за, между, рядом. Временные представления: сначала, потом, раньше, позже, до, после.
Классификация предметов по одному и двум свойствам. Упорядочение предметов данного множества. Сравнение множеств предметов по количеству: больше, меньше, столько же, больше на, меньше на.
Называние чисел от 1 до 20. Счет предметов.
Однозначные числа(34 ч)
Названия, последовательность и обозначения чисел 1, 2, 3, 4, 5.
Число 0 и его обозначение.
Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=».
Получение числа прибавлением единицы к предыдущему числу, вычитание единицы из следующего числа. Знаки «+» и «-». Состав чисел 2, 3, 4, 5.
Числа 6, 7, 8, 9. Сравнение однозначных чисел. Прибавление и вычитание единицы. Состав чисел 6, 7, 8, 9.
Сложение и вычитание однозначных чисел на основе счета предметов. Сложение и вычитание с нулем.
Решение простых задач на нахождение суммы и разности.
Двузначные числа до 20(60 ч)
Число 10. Состав числа 10. Образование чисел от 11 до 20 присчитыванием единицы. Названия, чтение и запись чисел от 11 до 20. Десятичный состав чисел от 10 до 20.
Сравнение чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Названия компонентов сложения и вычитания. Взаимосвязь сложения и вычитания.
Таблица сложения чисел в пределах 10. Приемы сложения и вычитания чисел: присчитывание (отсчитывание) по одному, сложение (вычитание) по частям, использование переместительного свойства сложения, вычитание с опорой на состав числа.
Знакомство с приемом подбора неизвестного компонента сложения (вычитания) по известным компоненту и результату ( + 2 = 5, 3 + = 7, - 3 = 4, 7 - = 5).
Числовые выражения с 1 – 2 действиями: чтение, запись, нахождение значения.
Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Длины отрезка. Сравнение отрезков по длине. Изменение длины отрезка. Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр.
Единица измерения времени: час.
Повторение за I класс(10 ч)
Нумерация однозначных чисел и двузначных чисел до 20.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблицы сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без переходов через разряд.
Решение простых задач на нахождение суммы, разности, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Геометрические фигуры. Распознание фигур по форме, размерам.
Пряма. Отрезок. Измерение длины с помощью линейки.
Определение времени с точностью до часа.
Знакомство (на уровне распознавания) с геометрическими
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ