Тема 2.1. Определенный интеграл

Пусть на отрезке [a,b] задана функция Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru , и отрезок разбит на n элементарных отрезков точками x0, x1, …, xn: a= x0 < x1 <…< xn=b, Dx=xi-x i-1/

Определенным интегралом от функции Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru не отрезке [a,b] называется предел интегральной функции при Dx®0, а функция f(x) называется интегрируемой на отрезке [a,b].

Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru

Число a называется нижним пределом интегрирования, а число b – его верхним пределом.

Геометрический смысл определенного интеграла заключается в следующем. Если функция Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru неотрицательна на отрезке [a,b], где a<b, то Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru численно равен площади под кривой Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru на [a,b]. Для нахождения определенного интеграла пользуются формулой Ньютона-Лейбница:

Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru , (1)

где F(a) и F(b) первообразные для f(x) в точках a и b. Первообразной функцией для функции Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru на промежутке Х называется функция F(x), если в каждой точке x этого промежутка Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru .

Однако применение формулы Ньютона-Лейбница на практике связано с трудностями, поэтому используют численные методы, позволяющие найти приближенное значение искомого интеграла. Рассмотрим два метода:

- метод прямоугольников – как суммы элементарных прямоугольников

- Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru (2)

Суть метода прямоугольников в том, что на каждом из участков разбиения [xi-1, xi] участок кривой Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru заменяется отрезком прямой, параллельным оси абсцисс. Тогда определенный интеграл приближенно равен сумме площадей прямоугольников на каждом участке разбиения. Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru

- метод трапеций – как суммы элементарных трапеций

- Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru (3)

метод трапеций является более точным, т.к. каждый участок кривой заменяется не прямыми, а хордами, стягивающими концевые точки. Тогда каждое слагаемой интегральной суммы будет равно площади трапеции с основаниями f(xi) и f(xi-1) и высотой Dх.

Пример. Методом прямоугольника и методом трапеции найти Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru с шагом Dх=0,1. Заметом, что этот интеграл легко вычислить аналитически: Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru

Решение1 .

На листе Excel составляем таблицу данных. Заполняем значение аргумента (в ячейки А1:А32) и значение функции ( Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru ) (в ячейки В1:В32) (см. Декартова система координат, Пример 1).

Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru

Введем слово интеграл в ячейку А33 и в соседней ячейке формулы =0,1*, затем вызываем Мастер функций и в категории Математические выбираем функцию СУММ. Нажимаем ОК. В диалоговое окно Мастера функции вводим диапазон суммирования – значения функции (В2:В32). В ячейке В33 появляется приближенное значение интеграла (9,455).

Ошибка в методе прямоугольников составила 0,455.

Решение 2.

Используем метод трапеции. Для этого в ячейку А34 введем слово интеграл 2. В соседнюю ячейку вводим формулу =0,1*((В2+В32)/2+ ) затем вызываем функцию СУММ. Нажимаем ОК. В диалоговое окно Мастера функции вводим диапазон суммирования – значения функции (В3:В31). В ячейке В34 появляется значение =9,005. В данном случае ошибка метода составляет 0,005, что вполне приемлемо.

Упражнения.

Найти при помощи метода прямоугольника и трапеции определенные интегралы:

  1. Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru с шагом Dх=0,1.
  2. Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru с шагом Dх=0,1.
  3. Тема 2.1. Определенный интеграл - student2.ru с шагом Dх=0,1.

Наши рекомендации