Урок математики в дидактической системе «Школа 2000...»
(автор курса Л.Г. Петерсон)
В 1999 г. группа авторов под руководством А.А. Леонтьева и Р.Н. Бунеева создала объединение «Школа 2100».
В 2000-2003 гг. разработан и в теории обоснован новый вариант дидактической системы «Школа 2000...» —деятельностного метода (технология обучения, система дидактических принципов, электронные средства мониторинга результатов и др.).
«Концептуальной идеей построения технологии обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Эта идея объединяет все известные теории развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.)».
Технология обучения основана на работах ведущих российских методологов (Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.), обеспечивающих систематическое включение обучающихся в процессы самоопределения, нормореализации и нормотворчества и содержит этап рефлексивного анализа ими своей собственной деятельности.
Условиями успешной реализации технологии деятельностного метода являются семь дидактических принципов («Школа 2000...»):
— принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности;
— принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики;
— принцип целостного представления о тире: формирование у ребенка обобщенного, целостного представления о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук;
принцип минимакса: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне соци
ально безопасного минимума (Государственного стандарта знаний);
— принцип психологической комфортности: исключение всех стрессообразующих факторов учебного процесса; создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;
— принцип вариативности: формирование у учащихся способности к систематическому «перебору» вариантов и выбору оптимального;
— принцип творчества: максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
В программе «Школы 2000...» подчеркивается, что данная «система дидактических принципов не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Так, принципы деятельности, непрерывности и целостного представления о мире обеспечивают передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы — принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний и др. С другой стороны, реализация данной системы дидактических принципов обеспечивает введение в практику работы учителей дидактических идей К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева и многих других ученых-педагогов и психологов о поэтапном формировании умственных действий, включении ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, развитии речевого мышления и эмоциональной сферы школьников, гуманизации и гуманитаризации процесса образования, его непрерывности, обеспечении психологической комфортности во взаимодействии между учителем и учениками, о разноуровневом обучении и др. Таким образом, предложенная система дидактических принципов носит также интегративный характер».
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С чего начинается подготовка к уроку?
Ответ на этот вопрос безошибочно дает каждый учитель начальных классов: «Подготовка к уроку начинается с определения цели».
Как проходит подготовка к уроку?
На этот вопрос учителя отвечают по-разному и неоднозначно. По нашему мнению, одна из основных причин не сходных, а порой полярных мнений кроется в прямой зависимости постановки цели урока от дидактической позиции самого педагога — «учить или развивать».1
Позиция одних педагогов сводится к пониманию тождественности понятий «учение» и «обучение». Ученик, с их точки зрения, представляет собой «копилку», в которую учитель складывает тщательно отобранные знания. Чем больше знаний, тем лучше, по его мнению. От самих учащихся требуется максимально точное воспроизведение вложенных знаний.
Другая позиция совсем иная: учение понимается учителем как деятельность самого ученика. Учитель организует деятельность учащихся так, что учащиеся, действуя, обнаруживают свое незнание и хотят его преодолеть. Имея ту или иную дидактическую позицию, учитель соответственно ориентируется либо на классическую, традиционную структуру урока, либо на развивающую структуру урока.
Что еще учитывает педагог при подготовке к уроку?
Кроме структуры урока, учителю необходимо учитывать и специфику математического содержания курса, его логику и, соответственно, методические подходы и приемы, организацию наиболее эффективной, продуктивной, развивающей деятельности младших школьников и т.д.
В общем, по словам П.И. Пидкасистого, «рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута»2.
Мы предлагаем Вам рассмотреть разные варианты общего способа деятельности учителя при планировании и проведении урока, согласующегося с принципами развивающего обучения. Этот способ подготовки к уроку поможет любому педагогу (опытному учителю, с большим педагогическим стажем,
и молодому стажеру) подготовиться к уроку, независимо от программы, учебных пособий, особенностей различных возрастных классов.
Общий способ деятельности, связанный с подготовкой к занятию развивающего характера, в различных источниках чаще представлен авторами в виде системы последовательных вопросов, которые помогают учителю спланировать содержательные, выстроенные в определенной логике уроки, направить его деятельность на развитие младших школьников, сделать ее более осознанной, обоснованной и творческой.
При осуществлении любой деятельности учитель должен:
1) осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях протекания урока;
2) выработать план действий в соответствии с результатами этой ориентировки;
3) реализовать намеченное;
4) осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.
Последние два этапа учитель может совмещать, т.е. контролировать свои действия не только после их выполнения, но и в ходе урока, по возможности и необходимости внося коррективы.