Урок математики в дидактической системе «Школа 2000...»

(автор курса Л.Г. Петерсон)

В 1999 г. группа авторов под руководством А.А. Леонтьева и Р.Н. Бунеева создала объединение «Школа 2100».

В 2000-2003 гг. разработан и в теории обоснован новый вариант дидактической системы «Школа 2000...» —деятельностного метода (технология обучения, система дидактичес­ких принципов, электронные средства мониторинга резуль­татов и др.).

«Концептуальной идеей построения технологии обучения в системе непрерывного образования явилась идея включе­ния ученика в активную познавательную деятельность. Эта идея объединяет все известные теории развивающего обуче­ния (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.)».

Технология обучения основана на работах ведущих россий­ских методологов (Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.), обеспечивающих систематическое включение обучающихся в процессы самоопределения, нормореализации и нормотворчества и содержит этап рефлексивного анализа ими своей собственной деятельности.

Условиями успешной реализации технологии деятельностного метода являются семь дидактических принципов («Школа 2000...»):

— принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности;

— принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики;

— принцип целостного представления о тире: формирова­ние у ребенка обобщенного, целостного представления о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук;

принцип минимакса: школа обязана предложить учени­ку содержание образования на максимальном (творче­ском) уровне и обеспечить его усвоение на уровне соци Урок математики в дидактической системе «Школа 2000...» - student2.ru
ально безопасного минимума (Государственного стандар­та знаний);

— принцип психологической комфортности: исключение всех стрессообразующих факторов учебного процесса; со­здание в школе и на уроке доброжелательной атмосфе­ры, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

— принцип вариативности: формирование у учащихся спо­собности к систематическому «перебору» вариантов и вы­бору оптимального;

— принцип творчества: максимальная ориентация на твор­ческое начало в учебной деятельности школьников, при­обретение ими собственного опыта творческой деятель­ности.

В программе «Школы 2000...» подчеркивается, что дан­ная «система дидактических принципов не отвергает тра­диционную дидактику, а продолжает и развивает ее в на­правлении современных образовательных целей. Так, принципы деятельности, непрерывности и целостного пред­ставления о мире обеспечивают передачу детям знаний в со­ответствии с основными дидактическими требованиями тра­диционной модели школы — принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний и др. С дру­гой стороны, реализация данной системы дидактических принципов обеспечивает введение в практику работы учи­телей дидактических идей К.Д. Ушинского, Л.С. Выгот­ского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева и многих других ученых-педагогов и психологов о поэтапном форми­ровании умственных действий, включении ребенка в само­стоятельную учебно-познавательную деятельность, разви­тии речевого мышления и эмоциональной сферы школьников, гуманизации и гуманитаризации процесса образования, его непрерывности, обеспечении психологической комфортнос­ти во взаимодействии между учителем и учениками, о разноуровневом обучении и др. Таким образом, предложенная система дидактических принципов носит также интегративный характер».

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С чего начинается подготовка к уроку?

Ответ на этот вопрос безошибочно дает каждый учитель начальных классов: «Подготовка к уроку начинается с опре­деления цели».

Как проходит подготовка к уроку?

На этот вопрос учителя отвечают по-разному и неоднознач­но. По нашему мнению, одна из основных причин не сход­ных, а порой полярных мнений кроется в прямой зависимо­сти постановки цели урока от дидактической позиции самого педагога — «учить или развивать».1

Позиция одних педагогов сводится к пониманию тожде­ственности понятий «учение» и «обучение». Ученик, с их точки зрения, представляет собой «копилку», в которую учитель складывает тщательно отобранные знания. Чем больше знаний, тем лучше, по его мнению. От самих уча­щихся требуется максимально точное воспроизведение вло­женных знаний.

Другая позиция совсем иная: учение понимается учителем как деятельность самого ученика. Учитель организует дея­тельность учащихся так, что учащиеся, действуя, обнаружи­вают свое незнание и хотят его преодолеть. Имея ту или иную дидактическую позицию, учитель соответственно ориентиру­ется либо на классическую, традиционную структуру урока, либо на развивающую структуру урока.

Что еще учитывает педагог при подготовке к уроку?

Кроме структуры урока, учителю необходимо учитывать и специфику математического содержания курса, его логику и, соответственно, методические подходы и приемы, органи­зацию наиболее эффективной, продуктивной, развивающей деятельности младших школьников и т.д.

В общем, по словам П.И. Пидкасистого, «рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого опреде­ления его конечной цели — чего учитель хочет добиться; за­тем установления средства — что поможет учителю в дости­жении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута»2.

Мы предлагаем Вам рассмотреть разные варианты общего способа деятельности учителя при планировании и проведе­нии урока, согласующегося с принципами развивающего обу­чения. Этот способ подготовки к уроку поможет любому педа­гогу (опытному учителю, с большим педагогическим стажем,

и молодому стажеру) подготовиться к уроку, независимо от программы, учебных пособий, особенностей различных воз­растных классов.

Общий способ деятельности, связанный с подготовкой к занятию развивающего характера, в различных источниках чаще представлен авторами в виде системы последователь­ных вопросов, которые помогают учителю спланировать со­держательные, выстроенные в определенной логике уроки, направить его деятельность на развитие младших школь­ников, сделать ее более осознанной, обоснованной и твор­ческой.

При осуществлении любой деятельности учитель должен:

1) осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориенти­роваться в условиях протекания урока;

2) выработать план действий в соответствии с результата­ми этой ориентировки;

3) реализовать намеченное;

4) осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.

Последние два этапа учитель может совмещать, т.е. конт­ролировать свои действия не только после их выполнения, но и в ходе урока, по возможности и необходимости внося кор­рективы.

Наши рекомендации