Ознакомление с дробями
Образование дробей, как и образование долей рассматривают с помощью наглядных пособий.
Например:
Разделите круг на 4 равные части.
Как назвать каждую часть?
Для сравнения дробей обычно используются иллюстрации с равными прямоугольниками..
В дальнейшем, решая такие задачи, учащиеся должны самостоятельно выполнять подобные рассуждения.
Различные упражнения с дробями следует чаще включать для устных и письменных работ на протяжении всего оставшегося времени обучения в начальной школе.
23. Методические основы изучения величин
Определение: Величиной называется такое свойство объекта, значение которого отвечают на вопросы «какой?» и «сколько?» и их можно записать в определенной системе счисления.
Примеры величин: масса (отражает свойство инертности), длина (отражает свойство пространственной протяженности), сопротивление (отражает свойство вещества препятствовать прохождению электрического тока), время, скорость, площадь, температура и др.
Определение: Величины называют неоднородными, если они отражают разные свойства объектов (объекта).
Примеры: Рост человека и его возраст, глубина озера и площадь поверхности, длина комнаты и ее площадь и т.д.
2. Различают векторные и скалярные величины.
Определение: Величина, определяемая только численным значением (числом или единицей измерения), называется скалярной.
Примеры скалярных величин: длина, площадь, объем, время, температура, цена и т.д.
Определение: Величина, определяемая не только численным значением, но и направлением, называется векторной.
Примеры векторных величин: скорость, сила, напряжение, ускорение.
В начальной школе учащиеся получают представление о таких величинах, как длина, масса, емкость, время, площадь и о единицах их измерения.
Хотя формирование представлений о той или иной конкретной величине и о способах ее измерения имеет свои особенности, тем не менее целесообразно выделить следующие этапы:
1. выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине ( обращение к опыту ребенка)
2. сравнение однородных величин ( визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путем использования различных мерок)
3. знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором
4. формирование измерительных умений и навыков
5. сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования ( в связи с решением задач)
6. знакомство с новыми единицами величины в связи с изучением нумерации по концентрам, перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в другие; перевод величин, выраженных в единицах одного наименования , в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот
7. сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований
8. умножение и деление величины на число.
С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся разного вида практические работы, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
24. Методические основы изучения умножения и деления в пределах 100. Подготовительный этап
Здесь учашнсся знакомятся с новой счетной единицей — десятком и с важнейшим понятием десятичной системы счисления— понятием разряда.
Здесь учащиеся усваивают наизусть таблицу сложения и таблицу умножения (запоминают результаты действий над однозначными числами). В концентре «Сотня» изучаются следующие вопросы: нумерация чисел, сложение и вычитание, умножение и деление.
Нумерация чисел в пределах 100
Задача учителя при изучении этой темы — научить детей считать до 100, показать, как образуются числа из десятков и единиц, научить читать и записывать днузначные числа на основе твердого знания о том, что единицы пишутся на первом, а десятки —на втором месте, считая справа налево. Необходимо также добиться усвосиия учащимися новых понятий и терминов: единицы первого и второго разряда, разрядное число, сумма разрядных слагаемых, однозначное к двухзначное число-
В изучении нумерации выделяются две ступени: сначала изучается нумерация чисел 11—20, а затем чисел 21 —100. Такой порядок изучения обусловлен тем, что назваиия чисел второго десятка образуются из тех же слов, что и названия разрядных чисел (20, 30, ..., 90). Однако слова «два», «три», «пять» и т. д. в числительных две-на-дцать, три-на-дцать и т. д. обозначают число единиц, а в числительных два-дцать, три-дцать и т. д. обозначают число десятков (исключение составляют числительные «сорок» и «девяносго»). Кроме того, при написании только чисел второго десятка порядок называния составляющих их разрядных чисел и порядок записи ке совпадает: сначала называются единицы (три-на-дцать), а пишется первым десягок (13), в то время как во всех остальных случаях чтеине и запись разрядных чисел совпадают (23, 145, 19/2 и т. п.). Эти особенности нумерации требуют того, чтобы числа второго десятка были рассмотрены отдельно.
Особо рассматривается запись чисел 10 и 20: цифра I (2) показывает, что в числе содержится 1 десяток (2 десятка), цифра 0— в числе отсутствуют единицы.
Упражняясь в записи чисел, учащиеся закрепляют знания десятичного состава и натурального следования чисел в пределах 20. Например, учитель предлагает записать число, которое состоит из 1 десятка и 9 единиц; записать число, которое следует при счете за числом 19 (предшествует числу II); которое больше (меньше) на 1 числа 15; решить примеры 12+1, 18—1 и записать ответы. Дети записывают ответы и объясняют, почему они записали то или иное число. Так, выполняя последнееза- лание, учащиеся поясняют: к 12 прибавить 1, получится 13, потому что, прибавляя к числу 1, получаем число, которое следует за ним при счете.
Опираясь иа наглядные пособия, учащиеся знакомятся со случаями сложения к вычитания вида: 10+5, 15—5, 15—10. Выполняя такие вычисления, учащиеся закрепляют знания десятичного состава чисел: например, 10+5, десять — это I десяток, I десяток и 5 единиц составляют число 15; 15-10, пятнадцать — это 1 десяток и 5 единиц, вычтем 10, или I десяток, получится 5 единиц.
Сопоставляя числа, учащиеся устанавливают, что для записи числа, состоящего из единиц, требуется одна цифра (один знак); для записи чиста, состоящего из десятков или десятков и единиц, требуется две цифры (двазнака). Вводятся термины «однозначные» и «двузначные» чиста. Дети приводят примеры однозначных н двузначных чисел, выполняют упражнения на различение однозначных и двузначных чисел, например: «Выпишите из ряда чисел сначала однозначные, а потом двузначные числа: 2, 13, 8, 17, 15, 6, 11, 10; запишите 4 любых однозначных числа и увеличьте каждое на 10. Какие числа у вас получились, как можно их назвать?
Изучение нумерации чисел в пределах 100 идет и таком же плане, как и в пределах 20: сначала изучается устная, затем письменная нумерация.
На основе счета десятков (I дес., 2 дес, 3 лес. и г. д.) раскрывается образование и название чисел 20, 30 и т. д., а затем на основе счета десятков и единиц образование и название чисел вида 25, 37 (4 дес. 5 ед.—это 45 и т. п.).
Усвоению десятичного состава чисел способствуют упражнения в образовании и разложении чисел. (Какое число составляют 5 дес. 7 ед.? Сколько десятков и единиц в числе 62? И т. п.) С этой же целью рассматривается сложение и вычитание вида: 70+5. 8+20, 34 4, 48 40. Приемы вычислений здесь те же самые, что и для аналогичных случаев в пределах 20, и методика работы сходна.
Одной из основных тем программы по математике для II класса является умножение и деление и пределах 100. Эта тема включает ряд вопросов теории, на основе которой изучается табличное умножение и деление, внетабличное умножение н деление, деление с остатком и особые случаи умножения и деления (с единицей к нулем).
К табличному умножению относят случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых), например: 8-2, 6-3. 5-4.
Соответствующие этим примерам случаи деления тоже называют табличными, например: 16:2, 18:6.
К внетабличным случаям относят умножение и деление в пределах 100 двузначного числа на однозначное, умножение однозначного иа двузначное, а также деление двузначного числа на двузначное, например: 16-4, 4-16, 51:3, 51:17.
К особым случаям относят умножение н деление с числом нуль, а также умножение и деление на 1.
В результате изучения умножения и деления в пределах 100 учащиеся должны усвоить понятия о действиях умножения и деления (конкретный смысл этих действий), связь между компонентами и результатами этих действий, переместительное свойство умножения, свойство умножения суммы на число, числа на сумму, деления числа на сумму; должны знать наизусть таблицу умножения я соответствующие случаи деления; усвоить приемы вычислений для случаен умножения и деления с числами 10, единица, нуль, а также для внетаблнчных случаев умно-жсния и деления; овладеть вычислительными навыками в отношении перечисленных случаев умножения и деления.
Раскроем методику работы над каждым на разделов рассматриваемой темы.
Табличное умножение и деление. Вопроси этого раздела рас- сматрииаются в следующем порядке: сначала раскрывается конкретный смысл действий умножения н деления и на этой основе вводятся первые приемы умножения и деления, составляется таблица умножения двух н деления на 2; затем изучается переместительное свойство умножения, на основе которого составляется таблица умножения на 2; далее изучаются связи между компонентами и результатами действий умножения и деления, на их основе рассматриваются табличные случаи деления с частным 2, приемы также остальные таблицы умножения и деления; после этого вводятся приемы умножения и делении с числом нуль.
На знании конкретного смысла действия деления основывается первый вычислительный прием деления: ученики находят частное, выполняя действия с предметами. Например, чтобы найти частное 8:4, берут 8 кружков (палочек и т. п.). раскладывают их по 4 и считают, сколько раз получилось по 4 кружка. или раскладывают 8 кружков на 4 равные части и считают, сколько кружков получилось в каждой части.
Для закрепления знания конкретного смысла действия деления л вычислительного приема, основанного и а этом знании, включается решение простых задач на деление по содержанию и на равные части, а также решение примеров на деление с по мощью действий с конкретными предметами (кружки, палочки и т. п.). В это время учеиикн знакомятся с названиями компо-* центов и результатов действий умножения и деления: первый множитель, второй множитель, произведение, позднее- делимое. делитель, частное.
Методические основы обучения решению задач с пропорциональными величинами. Виды задач (пропорциональное деление, нахождение неизвестного по двум разностям, нахождение четвертого пропорционального).