Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора

Проектный (предварительный) расчет валов редуктора

Проектирование вала начинают с определения диаметра выходного конца его из расчета на кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru ,

где T – крутящий момент,

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru - допускаемое напряжение на кручение; для валов из сталей 40, 45, принимают пониженное значение Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru . Полученный результат округляют до ближайшего большего значения из стандартного ряда: 10; 10,5; 11; 11,5; 12, 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 33; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130 и далее через 10 мм.

Для облегчения монтажа подшипников, зубчатых колес и других деталей применяют ступенчатую конструкцию вала. Для удобства соединения вала редуктора с валом электродвигателя стандартной муфтой соблюдают условие, чтобы диаметры соединяемых валов имели размеры, отличающие не более чем на 20%. Остальные диаметры вала назначают при разработке конструкции с учетом технологии изготовления и сборки узла вала.

Для валов редуктора диаметр в месте установки уплотнения

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Диаметр в месте посадки подшипника

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru или Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru ,

окончательное значение Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru принимается по внутреннему диаметру подшипника, так как он имеет стандартный размер (П., т.1).

Диаметр вала в месте посадки зубчатого колеса

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Расстояние от середины подшипника да середины посадочного участка выходного конца вала определяется по таблице (П., т. 2) в зависимости от вращающегося момента.

Размеры вала по длине определяются конструктивно, исходя из размеров насаживаемых на вал деталей.

Зубчатые колеса состоят из обода, несущего зубья; ступицы, насаживаемой на вал, и диска, соединяющего обод со ступицей. Шестерни конструируют в двух исполнениях: отдельно от вала (насаженная шестерня) и за одно целое с валом (вал-шестерня).

Вал-шестерню выполняют в тех случаях, когда расстояние от впадины зуба до шпоночного паза оказывается меньше установленной, т.е. Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Рекомендации по определению размеров отдельных элементов колес:

диаметр ступицы стальных колес Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

длина ступицы Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru , Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru (при массовом пр-ве)

толщина обода цилиндрических колес Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru (не менее 8 мм)

толщина диска кованных колес Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

то же, штампованных колес Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

то же, литых колес Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

диаметр центровой окружности

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru или Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

диаметр отверстий принимаем

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru или Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Возможно конструктивно, в шестернях малых размеров отверстия не делают.

фаска Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Корпус и крышки относятся к группе корпусных деталей. Их назначение – обеспечивать правильное взаимное расположение деталей, передающих вращающий момент, и воспринимать все силы, действующие в редукторе.

Корпус должен быть достаточно жестким, чтобы предотвратить перекос осей валов. Для повышения жесткости служат ребра. По конструктивному оформлению корпуса бывают разъемные и неразъемные. Плоскость разъема проходит через оси валов. В вертикальных редукторах разъемы бывают по двум и даже по трем плоскостям. Иногда применяют неразъемные корпуса со съемными крышками. Материал корпуса обычно чугун СЧ 10

Для контроля зацепления, а также для заливки масла в крышке корпуса предусматривают люк, в который ввинчивается отдушина для отвода из редуктора во время работы избыточного воздуха.

В разъемных конструкциях корпусов для точного фиксирования основания корпуса с крышкой, а также во избежание относительного смещения крышки и корпуса в процессе сборки предусматривают штифты.

Для предотвращения протекания плоскости разъема смазывают спиртовым лаком или жидким стеклом.

Для захватывания редуктора при подъеме делают под фланцем основания приливы в виде крюков. Для снятия крышки делают крюки или петли на ней.

Для удаления загрязненного масла и для промывки редуктора в нижней части корпуса делают отверстие под пробку с цилиндрической или конической резьбой. Дно корпуса делают наклонным (1…20) в сторону сливного отверстия.

Подшипники закрывают крышками глухими или сквозными, через которые проходят концы валов. По конструкции различают крышки врезные и на винтах; материалом служит обычно чугунное литье СЧ 10 или СЧ 15.

При проектировании корпусов редукторов в некоторых случаях стремятся к устранению

выступающих элементов с наружных поверхностей. Бобышки подшипниковых гнезд убирают внутрь корпуса; крепежные болты размещают в нишах, располагая их вдоль длинных сторон. Крышки подшипниковых гнезд врезные.

Основные элементы корпуса и крышки:

толщина стенки корпуса и крышки редуктора, одноступенчатый цилиндрический

(во всех случаях Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru )

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Задание

ЗАДАЧА

Согласно данным, полученным при решении задачи (РГР.№11, №12, и ПР.№13) определить размеры валов, наметить конструкцию зубчатой пары.

Примечание: расчетно-графическая работа по разделу "Детали машин" включает выполнение взаимосвязанных задач, т.е. условия каждой последующей задачи вытекает из решения предыдущих.

Пример выполнения

Задача.

Определить размеры валов, наметить конструкцию зубчатой пары (смотри РГР.№11, №12, и ПР.№13).

Решение

Проектный (предварительный) расчет вала производится на кручение по пониженным касательным напряжениям. В этом случае определяем диаметр выходного конца вала.

Уравнение статической мощности имеет вид:

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

где Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru – вращающий момент ведущего и ведомого валов

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru – полярный момент сопротивления для круглого сечения

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru – допускаемое касательное напряжение, (см. ТО)

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru 25 МПa

Из правой части уравнения

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

определяем диаметр выходного конца вала

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Ведущий вал

- выходной конец

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

принимаем Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru (см. ТО)

- диаметр валапод подшипник

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

согласно ГОСТ (П., т. 1) принимаем Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Шестерню выполняем за одно целое с валом, т.к. диаметр впадины шестерни незначительно превышает диаметр вала под подщипник.

Ведомый вал

- выходной конец

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru мм

принимаем Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru (см. ТО)

- диаметр вала под подшипники

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

принимаем Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

- диаметр вала под колесо принимаем

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

согласно ГОСТ Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Колесо садится на вал с помощью шпонки

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru Размеры колеса:

- диаметр ступицы

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru мм

- длина ступицы

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

- толщина обода колеса

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

- толщина диска

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

- фаска

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

- диаметр центровой окружности и диаметр отверстий принимаем конструктивно.

Толщина стенки корпуса и крышки редуктора:

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

принимаем (см. ТО) Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

принимаем (см. ТО) Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Контрольные вопросы.

1. Какая разница между валом и осью?

2. Критерии работоспособности валов. Какими параметрами они оцениваются?

3. Из каких этапов состоит расчет валов? В чем смысл каждого этапа?

4. С какого диаметра обычно начинается геометрический расчет вала и почему?

5. Что называется цапфой, шипом и пятой?

6. Какова цель проектного расчета, как он производится?

7. Почему в прямозубых и косозубых передачах шестерню делают больше ширины, чем колесо?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Теоретическое обоснование. Проектный (предварительный) расчет валов редуктора - student2.ru

Наши рекомендации