III. Работа над новым материалом. Прием деления с остатком на 10 и 100 учитель объясняет на одном из примеров
Прием деления с остатком на 10 и 100 учитель объясняет на одном из примеров.
Учитель. 64 : 10. 64 без остатка не разделится на 10. Возьмем наибольшее число до 64, которое делится на 10, – это 60. Разделим 60 на 10, получим 6. Это частное, а остаток 4.
После этого учитель предлагает прочитать объяснение, данное в учебнике на с. 21 вверху.
Далее учащиеся решают с объяснением примеры, данные в задании 96, и делают вывод, что при делении на 10 остаток показывает число единиц делимого, а в частном будет число, записанное остальными цифрами делимого; при делении на 100 в остатке будет число, записанное двумя последними цифрами делимого, а в частном число, записанное остальными цифрами делимого. Для того чтобы этот вывод был усвоен сознательно, важно объяснить, почему это так: на 10 можно разделить все содержащиеся в числе десятки, а единицы остаются; аналогично для 100 и 1 000.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
После чтения задачи 98 учащиеся под руководством учителя записывают ее условие и составляют план решения. Далее дети работают самостоятельно.
На 1 га | Площадь | Всего л |
одинаковая | 8 га 20 га ? | 168 л ? 84 л |
1) 168 : 8 = 21 (л) – на 1 га
2) 21 · 20 = 420 (л) – на 20 га
3) 84 : 21 = 4 (га)
О т в е т: 420 л надо на 20 га, 4 га можно вспахать, имея 84 л горючего.
2. Решение уравнений.
В задании 100 дети составляют по задачам уравнения, решают их самостоятельно (с последующей проверкой).
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились выполнять деление на 10 и 100 с остатком.
Учитель.Что закрепляли?
Дети.Мы закрепляли решение задач и уравнений.
Домашнее задание: задания 97, 102; тетрадь № 2, с. 22, № 4–7.
У р о к 102
Решение задач
Цели: познакомить учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального; совершенствовать представления о неравенствах и равенствах, а также навыки деления с остатком на 10, 100, 1 000 и умение решать задачи на встречное движение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Выполните деление с остатком.
427 : 10 2 486 : 100
635 : 10 6 105 : 10
718 : 100 7 130 : 100
2. Решите цепочки примеров.
III. Работа над новым материалом.
Работу по решению задачи 103 можно провести так.
Учитель.Прочитайте задачу. Рассмотрите рисунок. Что известно о расходе полотна на наволочки?
Дети. Из каждых 2 м полотна получается 3 наволочки.
Учитель. Что надо узнать?
Дети. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна.
Учитель. Вы уже решали похожие задачи. Как, по-вашему, можно решить эту задачу?
Дети. Сначала узнаем, сколько полотна идет на одну наволочку.
Учитель. Как узнаете?
Дети.Нужно 2 разделить на 3, но 2 на 3 не делится.
Учитель.Как же быть? Выразим 2 м в сантиметрах и разделим на 3. Выполните деление на доске.
Дети. Не делится, получается остаток.
Учитель.В таких случаях задачу решают по-другому. Рассмотрите запись на рисунке и объясните, как вы понимаете слова «из 2 м полотна получается 3 наволочки».
Дети. Если взять 2 м, то получится 3 наволочки, еще 2 м – еще 3 наволочки, пока не израсходуют 42 м полотна.
Учитель. Как же узнать, сколько получится наволочек из этих 42 м полотна?
Дети. Узнаем, сколько раз в 42 м содержится по 2 м, выполнив деление; потом узнаем, сколько наволочек получилось из 42 м полотна, выполнив умножение.
Решение лучше записать отдельными действиями с пояснениями.
1) 42 : 2 = 21 (раз) – столько раз в 42 м содержится по 2 м
2) 3 · 21 = 63 (н.)
О т в е т: 63 наволочки получится из 42 м полотна.
Для закрепления учащиеся под руководством учителя решают задачу 104. После чтения задачи сделать иллюстрацию, обозначив каждую банку, например, точкой. Ученики в тетрадях, а учитель на доске ставят в ряд 10 и 20 точек, затем рассуждают: «В этих 10 банках 16 кг меда (подчеркивают 10 точек и внизу подписывает: 16 кг). В этих 10 банках … и т. д. (подчеркивают 2 раза по 10 точек). Значит, по 16 кг столько раз, сколько в 20 содержится по 10». Далее записывается решение задачи.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 105 на движение учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой). Можно одного учащегося вызвать решать на закрытую доску.
2. Решение примеров.
Выполняя задание 107, учащиеся должны составить равенства и неравенства и, посчитав, проверить, верны ли они.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились решать новый вид задач.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторили решение задач на движение, деление с остатком на 10 и 100, решали примеры.
Домашнее задание:задания 106, 108, 109; тетрадь № 2, с. 23, № 8, 9.
У р о к 103
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
Цели: познакомить учащихся с приемом письменного деления с остатком на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном получается однозначное число; совершенствовать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Ход урока