Растворение и диссоциация ионных и молекулярных веществ.

Занятие №3

Глинка (2005г.):

1. Задачи на расчет концентраций веществ:

A) № 394, 399, 400, 402, 408

B) № 395, 418, 426 (Рассчитать массовую долю раствора гидроксида натрия, если известно, что его молярная концентрация 9.28 моль/л, плотность раствора 1.31 г/мл), 430(б).

2. Задачи на расчет концентраций ионов:

a) Рассчитать концентрацию катионов:

· в 0.2М растворе MgCl2;

· в 0.2М растворе Na2SO4;

· в насыщенном растворе CaF2

· в насыщенном растворе Ag2SO4

b) Рассчитать рН в растворе:

· серной кислоты (СМ = 0.5∙10-4 моль/л)

· уксусной кислоты (СМ = 10-4 моль/л)

· сероводородной кислоты (СМ = 10-4 моль/л)

· гидроксида калия (СМ = 10-4 моль/л)

· гидроксида бария (СМ = 10-4 моль/л)

· аммиака (СМ = 10-4 моль/л).

Занятие №4

Растворение и диссоциация ионных и молекулярных веществ.

1. Зависимость взаимной растворимости от природы веществ. Сравните строение предлагающихся ионных (молекулярных) веществ: вода, этанол, диэтиловый эфир, йод, сульфат меди. Оцените на основе строения способность к взаимному растворению в парах: вода-этанол, вода-диэтиловый эфир, этанол-диэтиловый эфир. Какие из этих трех жидкостей могли бы оказаться подходящими растворителями для кристаллического йода и сульфата меди?

В две широкие пробирки налейте по 10мл дистиллированной воды, прилейте в одну 3мл этанола, а в другую – 3 мл эфира. При отсутствии видимых признаков растворения, закройте пробирку пробкой и, не встряхивая, несколько раз переворачивая, перемешайте содержимое. Затем перелейте его в делительную воронку и разделите жидкие фазы в разные пробирки. Для доказательства, что частичное взаимное растворение состоялось, перелейте водную фазу в фарфоровую чашку и поднесите к ней горящую лучинку. В пробирку с эфирной фракцией добавьте ½ стеклянной ложечки безводного CuSO4.

Поместите в пробирку немного (в объеме булавочной головки) порошкообразного йода и долейте 2-3мл дистиллированной воды. Меняется ли объем твердой фазы? Появляется ли окраска в растворе? Долейте в ту же пробирку ~0.5мл этанола. Объясните наблюдения (продумайте их заранее).

2. Влияние природы твердых веществ на их растворимость в воде. Тепловые эффекты растворения. Влияние температуры на растворимость. Вам предлагаются следующие кристаллические вещества: сахароза, нитрат аммония, сульфат меди, пентагидрат сульфата меди, сульфат натрия. Учитывая состав твердой фазы, находящейся в равновесии с раствором при комнатных температурах (см. таблицу), а также в горячих растворах:

a)Оцените устойчивость гидратов предложенных веществ, спрогнозируйте знак и относительное значение DН°гидр-ции., знак DН°раст.

b)Применяя принцип Ле-Шателье, сверьте ваши прогнозы с видом кривых растворимости.

c)Почему в таблице и на графиках отсутствуют данные о растворимости CuSO4, Na2S2O3, Na2SO4 (вблизи комнатных температур)?

d)Спрогнозируйте знак и относительное значение DН°раст(NaCl) и дайте объяснение слабой температурной зависимости растворимости данной соли.

e)Дайте ответ на вопрос о температурной зависимости растворимости BaSO4 (см. таблицу).

Налить в пробирку 2–3 мл воды, измерить ее температуру и добавить 2 стеклянные ложечки сахарозы. Опустить термометр на дно пробирки и по изменению температуры определить знак DН°раст. Аналогичные опыты повторить с NH4NO3, CuSO4 и CuSO4∙5H2O.

Состав кристаллизующихся фаз, т.е. фаз, находящихся в равновесии с раствором 0 °С 20 °С 32 °С 40 °С 60 °С 80 °С 100 °С
Растворимость: масса вещества (г), которую удается растворить в 100г воды
С12Н22О11  
NH4NO3    
NaCl 35.7 35.9   36.4 37.2 38.1 39.4
Na2SO4   48.4 45.3 43.3 42.3
Na2SO4∙10H2O 4.5 19.2 49.8  
СuSO4∙5H2O 14.3 20.5   28.7 39.5 55.5 77.0
BaSO4 Очень маленькие значения. Как меняются – продумайте самостоятельно.
Na2S2O3·5H2O 50.2 70.1   105.0 191.3  
Na2S2O3·2H2O   230.0 245.0

Растворение и диссоциация ионных и молекулярных веществ. - student2.ru

Наши рекомендации