Лекция 23. Подготовка учителя к уроку

План

4. Интегрированные уроки

5. Организация самостоятельной работы

6. Домашние задания

7. Систематизация и обобщение

Интегрированные уроки

Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок – (от лат. «полный», «целостны») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения.

Следует отличать интегрированные уроки от уже упоминавших­ся выше интегрированных курсов (предметов). Интегрированные учебные курсы — это, напомним, объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных по­нятий. Интегрированные курсы постепенно вытесняют отдельные предметы. Так, например, начальный курс математики и русский язык объединены в дисциплину «Грамота», сведе­ния по истории, географии, гражданскому воспитанию — в интег­рированные курсы «Родная земля», «Твоя Вселенная»; сведения из физики, астрономии, химии, биологии — в интегрированные курсы «Природа и люди», «Мир вокруг нас» и т.д. В учебные планы отечес­твенных начальных школ в региональный или школьный компонен­ты уже введены и проходят апробацию очень интересные интегри­рованные курсы по народоведению, валеологии, развитию творчес­ких способностей, этике, художественной культуре, информацион­ной культуре.

Интегрированные уроки отличаются от традиционного исполь­зования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегри­рованных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведе­ния, которые необходимы для ее реализации. Пока не созданы в дос­таточном количестве интегрированные учебники, отбор и система­тизация материала — нелегкая задача для учителя.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1-м классе дает сочетание предметов:

Обучение грамоте Ознакомление с окружающим

Музыка

Рисование

Лекция 23. Подготовка учителя к уроку - student2.ru Ознакомление с окружающим

Математика Труд

Рисование

Физкультура

Лекция 23. Подготовка учителя к уроку - student2.ru Во 2-м классе вокруг изучения родного языка может быть интег­рировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, озна­комления с окружающим, музыки; вокруг математики — ознаком­ление с окружающим, труд, рисование, физкультура; вокруг музыки — чтение, рисование, ознакомление с окружающим, физкульту­ра и т. д.

Требования к планированию, организации и проведению интег­рированных уроков следующие:

— определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

— тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

— моделирование (т. е. анализ, отбор, многократная перепровер­ка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, ко­торое поддерживает главную цель;

— тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

— оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

— привлечение к проведению интегрированных уроков педаго­гов различных учебных предметов, специалистов.

Содержательные и целенаправленные интегри­рованные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые грани­цы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше по­нять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе. Эти понятия, явления, процессы рассматривают­ся целостно и в то же время разносторонне. Доля интегрированных уроков должна постепенно возрастать.

Наши рекомендации