Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
Модель урока обучения чтению 1 класс
(на примере УМК «Перспективная начальная школа», из опыта работы Ямшининой С.Н.)
Тема: Согласные звуки [с], [с'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Обозначение звуков [с], [с'] буквой с.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебной деятельности
Дидактическая задача урока: познакомить с новыми звуками [с], [с'], обозначение этих звуков буквой с.
Цели:
1. Учить акцентированному произнесению новых звуков на основе одноуровневых моделей слов.
2. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения на основе двухуровневых моделей слов; развитие связной речи.
3. Формировать навык чтения по слогам и орфоэпически.
4. Учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Задачи урока для детей, занимающихся по адаптированной образовательной программе (по каждому ребёнку):
Минимизация и коррекция познавательных, коммуникативных и психомоторных трудностей в обучении. Азбука с. 56-57:
• Познавательные - уровень приобретения: конструирование буквы, нахождение лишнего элемента, работа по двухуровневой схеме; уровень понимания: работа с предметными картинками с.56 (определение лексического значения слова, использование этих слов в составлении рассказа), с.57. Составление рассказа по картинке «Родина»; уровень оценки (самооценки): оценить свою работу по составлению рассказа, оценка товарищами ответа ребёнка (отметить положительное); просить оценить работу соседа по парте.
• Коммуникативные - уровень восприятия: работа в паре по составлению рассказа по картинке «Родина» (выслушать товарища, оценить), чтение слогов по цепочке с.56.
• Психомоторные — двигательная моторная деятельность (ориентировка в учебнике): пролистывание учебника, нахождение нужной страницы, нужного задания.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные методы обучения, проблемно-поисковые (продуктивные) методы.
По способам организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
По степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: учебно-методический комплект.
Примечание: для каждого урока учитель определяет трудности, причины которых он может корригировать на конкретном уроке.
Ход урока
Этапы по звеньям процесса обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Работа по адаптированной образовательной программе |
Орг. момент | Организация направленного внимание на начало урока | Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, необходимых пособий | Проверяет наличие учебника, письменных принадлежностей, необходимых пособий |
Этап целеполагания | Вопрос: Сформулируйте тему урока, найдите нужную страницу | Пролистывание учебника, нахождение темы урока в верхнем левом углу, формулировка цели урока «Знакомство с новыми звуками и буквой» | Пролистывание учебника, нахождение темы урока в верхнем левом углу, формулировка цели урока относительно себя |
Этап актуализации знаний | Просит вернуться на предыдущую страницу, прочитать загадку, выделить изученные на прошлом уроке звуки | Самостоятельное прочтение загадки с.55, нахождение звуков, их характеристика, придумывание слов с этим звуком | Чтение загадки вслух, выделение звуков и их характеристика с учителем или консультантом |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала | Просит вернуться на страницу урока. Работа с предметными картинками, выделение нового звука Работа с моделями звуков. Учитель предлагает найти соответствующие модели изучаемых звуков. Конструирование новой буквы С. | Составление предложений, рассказов с картинками, выделение звуков [с], [с'], их характеристика (работа в парах) Самостоятельная работа с моделями. Используется взаимопроверка. Самостоятельная работа. | Составить предложение со словом нос, лось. Уточнить их лексическое значение, рассказать соседу по парте. Повторить характеристику звуков за товарищем. Самостоятельно или с помощью учителя находит нужные модели. Взаимопроверка с соседом по парте. Самостоятельная работа. Проверяет консультант или ребенок сам становится консультантом. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (репродуктивное закрепление) | Работа по двухуровневым схемам: - работа с предметными картинками, составление предложений, рассказов; - непосредственная работа со схемой. Чтение слогов и слов. Чтение скороговорки (образец учителя). Чтение рассказа «Россия». | Работа в парах, группах по составлению предложений, рассказов, выделению изучаемых звуков. Фронтальная работа с первой схемой. Жужжащее чтение. Самостоятельное прочтение (оценка). Самостоятельно. | Работа с учителем. Читает вслух. Самостоятельное прочтение (оценка). Работа по иллюстрации. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. Подведение итогов. | В течение всего урока. Просит оценить свою работу. | Самооценка | Самооценка |