Особенности проведения урока математики. Методы обучения
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя-тремя классами без самостоятельной работы детей.
Самостоятельная работы детей на уроках в МКШ занимает более 50% учебного времени, тогда как в обычных школах на самостоятельную работу отводится около 20% урока (исследования М. И. Моро).
Поэтому учитель малокомплектной школы должен научить детей работать самостоятельно. Начиная с I класса надо знакомить детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, т. е. детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой и т. п. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. Дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.
При организации самостоятельной работы в малокомплектной школе учителя руководствуются теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
- самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
- самостоятельная работа должна будить мысль ученика;
- всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности. Каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться.
Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения задания, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделить слабым учащимся, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности.
Задание можно приготовить заранее на доске, на плакате или же на отдельных карточках. При подготовке заданий следует учитывать и те возможные затруднения, с которыми ученик встретится при выполнении работы самостоятельно. С этой целью полезно давать ссылки на соответствующие страницы учебника, а при работе с карточками давать разъяснения на обратной стороне карточки.
В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами он лишен возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей проводить самоконтроль.
Воспитание самоконтроля — это одна из важнейших учебно-воспитательных задач школы.
Важную роль в воспитании самоконтроля играет постоянный контроль со стороны учителя за выполнением его требований учащимися. В процессе постоянного и неуклонного выполнения требований учителя у ребенка устанавливается устойчивый навык проверять себя. Самоконтроль превращается для детей в постоянный элемент учебы, в привычку и даже в черту характера. Вначале дети осуществляют самоконтроль по образцу. В дальнейшем, когда требования к учебной деятельности ученика повышаются, самоконтроль становится более независимым от образца; направленным на проверку своих мыслей, знаний, своего понимания, требующего абстрактного сравнения, анализа, синтеза. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого года обучения.
На уроках математики можно использовать проверку решенных примеров путем обратных действий, решение круговых примеров, заполнение и решение занимательных квадратов, решение примеров с заданной суммой всех ответов и др.
При решении задач надо научить детей проверять решенную задачу различными способами, как-то: установлением границ ответа, установлением соответствия ответа задачи условию ее, решением другим способом, составлением и решением обратной задачи.
Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет прием взаимопроверки. Дети обмениваются, тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
Самоконтроль учащихся будет действен в том случае, когда учитель, познакомив, детей с тем или иным видом самоконтроля, будет систематически требовать применения его.
При работе с несколькими классами учитель использует те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, но в то же время приспосабливая их к работе с несколькими классами. Например, давая задание для самостоятельной работы в III классе по закреплению умножения многозначных чисел на двузначное число (после объяснения материала), полезно дать некоторые опорные цифры в неполных произведениях так:
Х
_24
9. .84
4. .92
Ученик лишен возможности получать на уроке немедленную помощь со стороны учителя, а навыка он еще не имеет, поэтому для контроля ему даны опорные цифры.
Позднее ученик выполняет аналогичные задания без опорных цифр, так как его действия становятся более уверенными.
Можно предлагать учащимся задания для самостоятельной работы, требующие сделать обобщения.
Например, на классной доске пишется задание: решите примеры и пронаблюдайте, что происходит с суммой:
1-е слагаемое | 30+4 | |||
2-е слагаемое | 20 + 4 | |||
Сумма |
Пока дети выполняют задание и продумывают вывод, учитель может работать с другим классом. Затем производится проверка выводов и вносятся необходимые поправки.
Полезно предлагать учащимся выполнить не только тренировочные упражнения, но и делать небольшие обобщения по изученному материалу.