Особенности проведения урока математики. Методы обучения

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя-тремя классами без самостоятельной работы детей.

Самостоятельная работы детей на уроках в МКШ занимает более 50% учебного времени, тогда как в обычных школах на самостоятельную работу отводится около 20% урока (исследования М. И. Моро).

Поэтому учитель малокомплектной школы должен научить де­тей работать самостоятельно. Начиная с I класса надо знакомить детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, т. е. детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой и т. п. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. Дети учатся работать с книгой и дидакти­ческими материалами.

При организации самостоятельной работы в малокомплектной школе учителя руководствуются теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

- самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

- самостоятельная работа должна будить мысль ученика;

- всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоя­тельной работы следует соблюдать принцип систематичности. Каж­дая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться.

Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поста­вить цель разъяснить учащимся методы выполнения задания, а ес­ли необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уде­лить слабым учащимся, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнитель­ные задания повышенной трудности.

Задание можно приготовить заранее на доске, на плакате или же на отдельных карточках. При подготовке заданий следует учи­тывать и те возможные затруднения, с которыми ученик встретится при выполнении работы самостоятельно. С этой целью полезно да­вать ссылки на соответствующие страницы учебника, а при работе с карточками давать разъяснения на обратной стороне карточки.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими клас­сами он лишен возможности постоянного контроля за ходом вы­полнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей проводить самоконтроль.

Воспитание самоконтроля — это одна из важнейших учебно-воспитательных задач школы.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет постоянный контроль со стороны учителя за выполнением его требований уча­щимися. В процессе постоянного и неуклонного выполнения требо­ваний учителя у ребенка устанавливается устойчивый навык про­верять себя. Самоконтроль превращается для детей в постоянный элемент учебы, в привычку и даже в черту характера. Вначале дети осуществляют самоконтроль по образцу. В дальнейшем, когда тре­бования к учебной деятельности ученика повышаются, самоконт­роль становится более независимым от образца; направленным на проверку своих мыслей, знаний, своего понимания, требующего абстрактного сравнения, анализа, синтеза. Элементы самоконтро­ля полезно вводить уже к концу первого года обучения.

На уроках математики можно использовать проверку решен­ных примеров путем обратных действий, решение круговых приме­ров, заполнение и решение занимательных квадратов, решение примеров с заданной суммой всех ответов и др.

При решении задач надо научить детей проверять решенную задачу различными способами, как-то: установлением границ от­вета, установлением соответствия ответа задачи условию ее, реше­нием другим способом, составлением и решением обратной задачи.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет прием взаимопроверки. Дети обмениваются, тетрадями друг с дру­гом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

Самоконтроль учащихся будет действен в том случае, когда учитель, познакомив, детей с тем или иным видом самоконтроля, будет систематически требовать применения его.

При работе с несколькими классами учитель использует те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, но в то же время приспосабливая их к работе с несколькими клас­сами. Например, давая задание для самостоятельной работы в III классе по закреплению умножения многозначных чисел на двузначное число (после объяснения материала), полезно дать не­которые опорные цифры в неполных произведениях так:

Х

_24

9. .84

4. .92

Ученик лишен возможности получать на уроке немедленную помощь со стороны учителя, а навыка он еще не имеет, поэтому для конт­роля ему даны опорные цифры.

Позднее ученик выполняет аналогичные задания без опорных цифр, так как его действия становятся более уверенными.

Можно предлагать учащимся задания для самостоятельной работы, требующие сделать обобщения.

Например, на классной доске пишется задание: решите примеры и пронаблюдайте, что происходит с суммой:

1-е слагаемое     30+4      
2-е слагаемое         20 + 4  
Сумма                  

Пока дети выполняют задание и продумывают вывод, учитель может работать с другим классом. Затем производится проверка выводов и вносятся необходимые поправки.

Полезно предлагать учащимся выполнить не только трениро­вочные упражнения, но и делать небольшие обобщения по изучен­ному материалу.

Наши рекомендации