Системы и совокупности уравнений
Пусть даны два уравнения с двумя неизвестными и где – некоторые выражения с переменными х и у. Если ставится задача найти все общие решения данных уравнений, то говорят, что задана система уравнений:
(3.15)
Решить систему (3.15) – значит найти все пары чисел которые являются решением каждого уравнения, или доказать, что таких пар чисел не существует.
Аналогично определяется понятие системы с тремя и более неизвестными.
Системы, все уравнения которых однородные, называются однородными системами уравнений.
Система называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение и несовместной, если таких решений не существует.
Две системы уравнений эквивалентны (равносильны), если они имеют одни и те же решения или обе не имеют решений.
Над уравнениями системы можно выполнять следующие действия, преобразующие данную систему в эквивалентную ей:
1) менять порядок следования уравнений;
2) умножать на число любое уравнение;
3) умножать на число одно уравнение системы и прибавлять его к другому уравнению.
Несколько уравнений образуют совокупность уравнений
если ставится задача найти все те решения, которые удовлетворяют хотя бы одному уравнению совокупности и входят в область определения остальных уравнений.
Система двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет вид:
(3.16)
где
Геометрически каждому уравнению системы (3.16) соответствует прямая линия на плоскости:
и
Справедливы утверждения:
1) если то система (3.16) имеет единственное решение (геометрически – прямые пересекаются в определенной точке);
2) если то система (3.16) не имеет решений (прямые параллельны);
3) если то система (3.16) имеет бесконечно много решений (прямые и – совпадают).
Основными методами решения систем уравнений (3.15) являются:
1) метод подстановки;
2) метод исключения неизвестной;
3) метод сложения;
4) метод умножения (деления) уравнений;
5) метод замены переменных;
6) графический метод.
Пример 1.Решить систему
Решение. Решим методом сложения. Для этого первое уравнение системы умножим на и прибавим ко второму:
откуда следует
Получаем
т. е.
Следовательно,
Заданная система сводится к решению совокупности систем:
Ее решением являются пары чисел:
Пример 2.Решить систему
Решение. ОДЗ:
Заменим в первом уравнении системы тогда
Получим дробно-рациональное уравнение:
Решаем его
Возвращаемся к переменным х, у:
– подходит по ОДЗ.
Получили ответ
Пример 3.Решить систему
Решение. Данная система относится к симметрическим системам (неизвестные входят одинаково). Решение таких систем производят стандартной заменой переменных
(3.17)
Далее используем метод сложения:
т. е.
Получаем корни этого квадратного уравнения:
С учетом системы (3.17) имеем:
Возвращаясь к переменным х, у, получаем:
Решим записанные системы отдельно:
1) (3.18)
Возвращаясь к системе (3.18), получаем:
т. е. имеем два решения и
2) (3.19)
Поскольку для последнего квадратного уравнения система (3.19) не имеет решения.
Получили ответ
Пример 4.Решить систему графически:
1) (3.20)
2)
Решение. 1) Исходя из геометрического смысла, – уравнение окружности с центром и радиусом – прямая, параллельная оси Ох и проходящая через точку
Построим эти линии (рис. 3.2).
Рис. 3.2
Графики имеют две точки пересечения, т. е. система имеет два решения, которые найдем из системы (3.20):
Получили ответ
2) Уравнение может быть записано в виде и является уравнением гиперболы .
Уравнение может быть записано в виде – это биссектриса II и IV координатных углов.
Выполним построение (рис. 3.3).
Рис. 3.3
Графики не имеют точек пересечения и, следовательно, система решений не имеет.
Пример 5.Решить систему
Решение. Система содержит однородное уравнение.
Так как получим:
Из второго уравнения найдем х:
Получаем совокупность двух систем:
Приходим к ответу и
Задания
I уровень
1.1.Решите систему:
1) 2)
3) 4)
5) 6)
7) 8)
1.2. Решите систему графически:
1) 2)
3) 4)
II уровень
2.1. Решите систему:
1) 2)
3) 4)
5) 6)
7) 8)
2.2. Определите, при каких значениях а система имеет единственное решение:
1) 2)
III уровень
3.1. Решите систему:
1) 2)
3.2. Определите, при каких значениях а система
1) имеет хотя бы одно решение;
2) не имеет решений.
Определите геометрический смысл результата исследования.
3.3. Определите, при каких значениях а система
имеет хотя бы одно решение. Решите систему.
3.4. Найдите значения a и b, при которых корни уравнения
удовлетворяют условиям:
3.5.Решите систему
3.6. Решите систему графически
3.7. Определите, при каких значениях а система
имеет единственное решение.