Для каких веществ, использованных в опытах №1 и №2, при добавлении к воде процесс растворения совпадает с диссоциацией?
3. Зависимость электропроводности растворов от природы растворенного вещества.
Схема прибора для изучения электропроводности растворов |
В небольшой стеклянный стаканчик налить дистиллированной воды (~2/3по объему) и, осторожно опустив в жидкость два электрода, по яркости свечения лампочки сделать вывод о концентрации ионов. Такой же опыт повторить с ранее полученными растворами этанола и йода (оп.1), сахарозы, NH4NO3 и Na2SO4 (оп.2), а также с насыщенными растворами сульфата кальция и бария. Составьте уравнения электролитической диссоциации всех рассмотренных в данном опыте электролитов. Если диссоциация проходит обратимо, то приведите значения соответствующих констант равновесий. Рассчитайте концентрации катионов в предположении, что СМ(NH4NO3 = СМ(Na2SO4) = 10-2моль/л, а также, учитывая КW = 10-14, ПР(СаSO4) ≈ 2.0·10-5; ПР(ВаSO4) ≈ 1.0·10-10.
4. Зависимость степени диссоциации слабых электролитов от температуры.
Сравните электропроводность дистиллированной воды при комнатной температуре и вблизи температуры кипения. Повторите аналогичный опыт с концентрированным раствором уксусной кислоты. Объясните различие в наблюдениях, учитывая, что DН°дисс(Н2О) = 55.6 кДж/моль, а DН°дисс(СН3СООН) = 4.8 кДж/моль.
5. Влияние дополнительных ионов на равновесия растворения-диссоциации ионных веществ. а) Приготовить насыщенный раствор NaCl с донной фазой: из склянки с насыщенным раствором хлорида натрия перелить в сухую пробирку ~1.5-2.0мл жидкости и досыпать несколько крупинок кристаллического NaCl. Убедиться, что донная фаза не исчезает, не растворяется. После этого долить в пробирку ~0.5мл концентрированного раствора соляной кислоты.
б) Насыпать в пробирку 1ст. ложечку порошкообразного Са3(РО4)2, долить ~2мл дистиллированной воды и убедиться, что осадок в ней растворился полностью (сверить этот результат с таблицей растворимости). Какое равновесие установилось в системе? Долить в раствор с осадком ~0.5мл концентрированного раствора соляной кислоты.
Влияние дополнительных ионов на равновесия диссоциации молекулярных веществ.
Налить в небольшой стаканчик 2-3 мл 5-10%-ного раствора уксусной кислоты. С помощью универсального индикатора определить рН. После этого досыпать одну стеклянную ложечку кристаллического ацетата натрия и вновь определить рН. Добавить ацетат повторно и вновь определить рН.
Объясните результаты опытов №5 и №6 с использованием принципа Ле-Шателье.
7. Отношение ионных веществ к нагреванию: разложение, плавление-диссоциация. Объясните закономерности поведения упомянутых в таблице веществ при нагревании:
KOH | Тпл = 405°С | Ca(OH)2 | Разл. ~580°С | Вa(OH)2 | Тпл = 408°С |
K2СO3 | Тпл = 900°С | CaСO3 | Разл. ~800°С | ВaСO3 | Разл. ~1400°С |
KNO3 | Тпл = 334.5°С | Ca(NO3)2 | Разл. ~560°С | Вa(NO3)2 | Тпл = 595, разл |
K2SO4 | Тпл = 1069°С | CaSO4 | Тпл = 1460°С | ВaSO4 | Тпл = 1680°С |
Занятие №5
Кислотно-основные свойства водородных и гидроксидных соединений
Общие свойства основных классов неорганических соединений. Условия протекания "реакций обмена".