Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления школьников
В настоящее время алгоритмическая грамотность необходима каждому. Формирование алгоритмической грамотности должно осуществляться на основе логических знаний и умений учащихся. Учитывая связи между элементами логической и алгоритмической грамотности, возможен такой план реализации единой логико-алгоритмической линии в курсе математики начальной школы:
Лог. | 1. Знание точного смысла слов: и, или, все, каждый, некоторые. |
2. Умение сравнивать. | |
3. Умение узнавать предмет по данным признакам. | |
4. Умение устанавливать отношения общего и частного. | |
Алг. | 5. Понимание сущности алгоритма, его свойства. |
6. Наглядное представление (изображение) алгоритма. | |
Лог. | 7. Умение распределять предметы по определенным признакам и группам. |
Алг. | 8. Знакомство с основными типами алгоритмов. |
Алг. | 9. Умение четко исполнять алгоритм. |
10. Умение преобразовывать алгоритм. | |
11. Умение выбирать рациональный алгоритм. | |
Лог. | 12. Умение получать умозаключение. |
13. Умение обосновывать умозаключение. | |
Алг. | 14. Умение составлять алгоритм. |
15. Умение проверять правильность алгоритма. |
Составление алгоритмических предписаний (алгоритмов) сложная задача, поэтому начальный курс математики не ставит своей целью ее решение. Но определенную подготовку к ее достижению он может взять на себя, способствуя тем самым развитию логического мышления школьников.
Сам термин «алгоритм» можно употреблять условно, так как те правила, которые встречаются в курсе математики не всегда обладают всеми свойствами алгоритма.
Рассмотрим примеры использования алгоритмов, алгоритмических предписаний.
1. Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел:
1) Пишу… | 1) Пишу… |
2) Складываю единицы… | 2) Вычитаю единицы… |
3) Складываю десятки… | 3) Вычитаю десятки… |
4) Читаю ответ… | 4) Читаю ответ… |
2. Свойство умножения (деления) суммы на число: (8 + 4) · 2.или (8 + 4) : 2.
1) Первое слагаемое умножу на число | 1) Первое слагаемое разделю на число |
2) Второе слагаемое умножу на число | 2) Второе слагаемое разделю на число |
3) Складываю первый и второй результаты | 3) Складываю первый и второй результаты |
4) Читаю ответ | 4) Читаю ответ |
3. Найди шесть чисел, первое из которых равно 4, а каждое следующее на 3 больше предыдущего.
Представим в виде алгоритмического предписания.
2) Увеличь его на 3.
3) Полученный результат увеличь на 3.
4) Повторяй операцию еще 4 раза, пока не получишь шесть чисел.
Словесное алгоритмическое предписание изобразим в виде блок-схемы (линейный алгоритм):
+ 4 + 4 + 4 + 4 + 4
| | | | | |
4. Использование разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:
| ||||||||||||
| | |||||||||||
Приведенная схема составляется с конца, т.е. с последней операции. При оформлении таких граф-схем трудно заранее предвидеть, сколько строк оставить сверху, поэтому удобнее оформлять блок-схемы в таком виде: Вычислить (14 + 7) : 3 – 5
|
|
|
|
5. Найди все решения неравенства 9 – х > 2.
Нет Да |