Тема «Эмоции и чувства». Задача 3
Укажите, какие психологические условия определяют различия чувств в каждом примере.
А. Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступить на физико-математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, выписывал журнал «Квант», посещал физический кружок, а Андрюша еще не нашел себя и решил поступить на физмат, чтобы и после школы не расставаться со своим лучшим другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, а Миша перенес ее как большую личную трагедию.
Б. На дорогу выскочила лягушка. Мальчишка смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: «Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!» (По А. А. Нуйкину.)
Тема «Воля». Задача 1
1. К какому виду (волевое, импульсивное, автоматизированное) относятся описанные действия человека?
2. Укажите, по каким признакам вы это определили.
A. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением левой раненой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке... Через некоторое время, уже в медпункте, летчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?» – и вновь потерял сознание. (По К. К. Платонову.)
Б. В ряде исследований отмечалось, что если зажигание лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения.
B. В книге А.Ф. Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направляющихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел летящий низко фашистский самолет, он внезапно выхватил из-за пояса ручную гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.
_____________
Тема «Воля». Задача 2
1. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации.
2. Дайте обоснование своих ответов.
A. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.
Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану, В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетов, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвыми (По Ф. Н. Гоноболину.)
B. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.
Тема «Воля». Задача 3
Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.
A. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более сорока километров из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.
Б. Один конструктор рассказывает, что он плохо чертил, учась в VII классе, и решил усовершенствовать свое умение. Для начала стал заниматься в чертёжной группе. Поскольку занятия кружка назначались на понедельник, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по пять-шесть раз. Через два года занятий учитель сказал, что его чертежи лучшие в школе.
B. Десятиклассник, комсомолец Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, вдруг услышал слабый крик: «Помогите!» – и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
Г. Шестиклассник К., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней два-три дня.
Д. Внезапно за спиной Матвеева [командира корабля] раздался характерный звук электрического разряда. Обернувшись, командир увидел сначала сноп искр из приборного щитка, а потом уже бледное лицо бортмеханика Колесова:
— Короткое замыкание!
— Отказали все приборы контроля двигателей!
— Отказ связи, командир!
Теперь в небе летел самолет, наполовину оглохший и ослепший.
И тогда Матвеев решил садиться «с подбором». Фраза эта звучит спокойно и буднично, и только специалисту понятно все ее тревожное содержание. Предстояло уйти от путеводной Волги и с воздуха отыскать большое поле, луг, – словом, любое место, пригодное для посадки.
Это решение далось командиру нелегко, хотя он и имел полное право его принять. Судьба сорока четырех человек в пассажирском салоне, судьба товарищей, наконец, судьба самолета – все сейчас зависело от того, насколько верное решение принял командир.