Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами

Задачи раздела «Геометрические фигуры и форма предметов».

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА( ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

Представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.) на уровне зрительного узнавания и пассивной речи.

Умения:

действия с фигурами;

группировка фигур по одному признаку (или цвету, или величине, или форме).

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Представления о:

геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) на основе зрительного и осязательно-двигательного обследования;

словесном обозначении в активной речи известных геометрических фигур.

Умения:

различать, называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр;

группировать и классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (форма, величина, цвет).

Методика ознакомления с плоскостными геометрическими фигурами.

Предварительная работа.

В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащения восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно- двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы и фигуры.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).

Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика.

Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой – пуговица, монета; квадратной – платок, салфетка; треугольной – косынка и др

Алгоритм формирования умения различать, назы­вать и обследовать геометрическую фигуру. При обуче­нии на одном занятии должны быть представлены все фи­гуры (как демонстрационные у педагога, так и раздаточные у каждого ребенка), но обследуется только одна. Остальные необходимы для организации действия сравнения.

1.Показываем и называем фигуру. Педагог предъявляет фигуру и просит детей назвать ее. Вопрос должен звучать так: «Назовите фигуру». Вопросы «Какая это фигура?» или «Что это за фигура?» являются неправильными. Если дети затрудняются, педагог называет сам. Затем просит воспитан­ников из своего набора фигур найти такую же и показать ее.

2.Выбор ребенком подобной фигуры из множества фи­гур, показ ее и называние.

3.Показываем способы обследования геометрической фи­гуры и проводим их вместе с ребенком.

Обведение фигуры пальцем по контуру. Этот прием ис­пользуется только при обследовании плоских геометриче­ских фигур. При этом глаза должны неотрывно следить за движением пальца, так как данный прием позволяет тренировать не столько движение пальца, прослеживание им контура фигуры, сколько обследовательские движения глаз, которые первыми распознают форму фигуры. Воспи­татель говорит: «Палец бежит по стороне, а глаза смотрят за ним и не дают пальцу упасть». Так как обведение про­водится по внешнему контуру, то следует правильно назы­вать «остановки» пальца на вершинах фигуры, а не на ее углах, например: «Палец останавливается на вершине квад­рата, поворачивается и бежит дальше».

Проглаживание фигуры ладонью. Педагог говорит: «По­гладим фигуру (называет фигуру) ладонью. Ладонь согнута или она выпрямлена?» Прием используется при обследо­вании как плоских, так и объемных геометрических фигур и дает возможность руке прочувствовать объем (ладонь согнута) или плоскостность фигуры (ладонь выпрямлена).

Сжимание фигуры в ладони или ладонях, попытка ее спрятать. Воспитатель говорит: «Ладонь согнута или она выпрямлена?»» Спрятать плоскую фигуру можно, просто прижав выпрямленные ладони друг к другу, что невозможно сде­лать, если фигура объемная. Объемную фигуру можно спря­тать, только сжав согнутые ладони. Прием позволяет про­чувствовать объем или плоскостность геометрической фигуры.

Проба на устойчивость. Педагог говорит: «Давайте узна­ем, может фигура (называет ее) стоять или не может». Устойчивость фигуры проверяется попыткой поставить ее на плоскость стола. Плоская геометрическая фигура не устойчивая, она не может стоять, падает. Объемная фигура устойчивая, она стоит на столе.

Прокатывание фигуры. Плоскую фигуру пытаемся про­катить, придерживая между двумя пальцами. Круг и овал могут прокатиться, но овал это делает с трудом. Фигуры с углами прокатить мы не сможем, им мешают вершины. Обследуя объемные фигуры (шар, куб, цилиндр), их надо поставить на плоскость и слегка подтолкнуть. Шар пока­тится. Куб сдвинется с места, но не покатится. Цилиндр на боковой поверхности будет катиться, а на основании — нет.

Счет сторон, углов, вершин, их характеристика. Данное обследовательское действие входит в общий алгоритм, но чаще используется в средней и старшей группах, когда осво­ен количественный счет и дети могут различать стороны, отличать углы от вершин. Воспитатель задает вопрос «сколь­ко?». Этот прием используется только при обследовании плоских геометрических фигур с углами и вершинами.

Сравнение обследуемой фигуры с уже известными фигу­рами (как с плоскими, так и с объемными), определение того, чем фигуры похожи и чем отличаются.

Фрагмент 1:

-Это квадрат. Повторите.

- Назовите фигуру. Положите перед собой.

- Обведите пальчиком.( Палец бежит по стороне, а глаза смотрят за ним и не дают пальцу упасть. Палец останавливается на вершине квад­рата, поворачивается и бежит дальше. )

- Прогладим квадрат ладонью. Ладонь согнута или она выпрямлена? (ладонь выпрямлена).

- Давайте узна­ем, может квадрат стоять или не может?( не может стоять, падает.)

- Покатаем квадрат.( прокатить мы не сможем, им мешают вершины)

Усложнения.

1.Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины,

отличающиеся только по форме.

2.Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку.

3.Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией.

4.Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.

Дидактические игры

«Гаражи». (На полу обручи-гаражи, дети- машины. В гаражах и у машин номера- модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах).

«Чего не стало?». «Что изменилось?» (Дети обсуждают и запоминают расположение геометрических фигур, закрывают глаза. Воспитатель убирают одну фигуру или меняет две фигуры. Дети определяют, что произошло).

«Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фи­гуры или достают заданную фигуру) и др.

Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами.

Наши рекомендации