Методика формирования представлений о площади фигуры
Единицы измерения
В методике работы над площадью фигуры имеется много общего с работой над длиной отрезка.
Прежде всего, площадь выделяется как свойство плоских предметов среди других их свойств. Уже дошкольники сравнивают предметы по площади (не называя само слово «площадь») и правильно устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» («одинаково»), если сравниваемые предметы очень резко отличаются друг от друга или совершенно одинаковы. При этом дети пользуются наложением предметов или сравнивают их на глаз, сопоставляя предмета по занимаемому месту на столе, на земле, на листе бумаги и т. п. Например, лист березы меньше, чем лист клена, каток у школы больше, чем у нашего дома, все блины одинаковые - не больше и не меньше и т. п. Однако, сравнивая предметы, у которых форма различная, а различие площадей не очень четко выражено, дети испытывают затруднения. В этом случае они заменяют сравнение по площади сравнением по длине или по ширине предметов, т.е. переходят на линейную протяженность, особенно в тех случаях, когда по одному из измерений предметы сильно отличаются друг от друга.
В процессе изучения геометрического материала в I-III классах у детей уточняются представления о площади как о свойстве плоских геометрических фигур. Более четким становится понимание того, что фигуры могут быть различными и одинаковыми по площади.
Подготовка к изучению тема «Площадь» начинается с первого класса. Спрашивая, какой треугольник больше – красный или синий, учитель показывает, как можно сравнить эти треугольники. Наложив один треугольник на другой, дети устанавливают, что синий треугольник меньше красного. При этом, конечно, термин «площадь» учитель пока не использует.
Затем учащиеся выполняют упражнения, в которых следует установить, из скольких одинаковых квадратов, прямоугольников или треугольников составлены различные геометрические фигуры:
1) из скольких фигур состоит данная фигура? Какие это фигуры?
2) из восьми одинаковых квадратов составить различные фигуры;
3) прямоугольники длиной 6 см и шириной 4 см разбить на квадраты со стороной 1 см. Подсчитать число квадратов в каждом из прямоугольников.
4) Квадраты со стороной 3 см разбить на квадраты со стороной 1 см. Подсчитать число квадратов в каждом из данных квадратов.
Наконец, не давая определения понятию «площадь», детей знакомят с правилами измерения и вычисления площади прямоугольника (в том числе и квадрата), показывают, как с помощью палетки измеряют площадь других, плоских фигур.
В тетрадях вычерчивается квадрат со стороной 1 см. Учитель дает ему название — «квадратный сантиметр» — и показывает сокращенную запись — 1 см². Затем в квадратных сантиметрах измеряется площадь прямоугольника: измеряемый прямоугольник расчерчивается на квадратные сантиметры, и их число подсчитывается. Далее учащихся обучают правилу вычисления площади прямоугольника. При знакомстве с переместительным свойством умножения они вычисляли число квадратов, на которые разбивался прямоугольник, двумя способами: 1) определялось число квадратов, уложенных в одном ряду, и число рядов; полученные числа перемножались; 2) определялось число квадратов в столбце и число столбцов; полученные числа перемножались.
Эти способы подсчета числа квадратов в прямоугольнике применяются и для определения площади прямоугольника. Например, учитель предлагает детям такое задание: установить площадь каждого прямоугольника, изображенного на рис. 1.
1 см²
Рис. 1
Выполняя его, учащиеся усваивают алгоритм вычисления площади прямоугольника: измеряется длина прямоугольника (в квадратных сантиметрах); ширина; вычисляется произведение полученных чисел; полученное число и соответствует площади прямоугольника в квадратных сантиметрах.
Для определения площади фигур, имеющих форму, отличную от прямоугольника, используется палетка. До введения палетки можно провести практическую работу по определению площади прямоугольников, начерченных на миллиметровой бумаге. Учитель обращает внимание детей на то, что одни неполные квадраты можно «сложить» с другими так, что они образуют квадратный сантиметр. Учащиеся убеждаются в возможности замены неполных квадратов полными: число полных квадратов составляет примерно половину числа неполных.
После такой подготовительной работы при определении площади плоских фигур, начерченных как на линованной, так и нелинованной бумаге, можно использовать палетку.
Квадратный дециметр строится детьми в тетради и разбивается на квадратные сантиметры для установления непосредственным подсчетом зависимости: 1 кв. дм = 100 кв. см.
Модель квадратного метра следует разбить на квадратные дециметры, а один из квадратных дециметров — на квадратные сантиметры. Модель квадратного метра может быть использована учителем для вывода таблицы:
1 м ² = 100 дм ²
1 дм ² = 100 см ²
1 м ² = 10 000 см ²
С помощью таблицы можно решать задачи на кратное сравнение величин: во сколько раз 1 м ² больше 1 дм ²? во сколько раз 1 см ² меньше1 м ²?
В связи с изучением правила вычисления площади прямоугольника появляется возможность проиллюстрировать прямую и обратную пропорциональные зависимости между величинами. Для этого можно использовать такие задания.
1. Найти площадь прямоугольника, если известны его длина и ширина:
длина | 4 см | 8 см | 5 см | 5 см | 5 см | 10 см |
ширина | 3 см | 3 см | 8 см | 2 см | 5 см | 10 см |
площадь |
2. Во сколько раз увеличится площадь прямоугольника, если его длина увеличится в 2 раза, а ширина не изменится? Во сколько раз уменьшится площадь прямоугольника, если ширина прямоугольника уменьшится в 4 раза, а длина не изменится? Во сколько раз площадь одного квадрата больше площади другого квадрата?
3. Найти длину (ширину) прямоугольника:
длина | 4 см | 7 см | ||
ширина | 2 см | 6 см | ||
площадь | 12 см ² | 20 см ² | 18 см ² | 21 см² |
Как находили длину (ширину) прямоугольника?
4. Правильно ли составлена следующая таблица?
площадь | 24 см ² | 24 см ² | 24 см ² | 24 см ² |
длина | 24 см | 12 см | 8 см | 6 см |
ширина | 1 см | 2 см | 3 см | 4 см |
Как изменится ширина прямоугольника площадью 24 см ², если его длину уменьшить в 3 раза? Как изменится длина прямоугольника площадью 24 см ², если его ширину увеличить в 2 раза?
Учащиеся часто смешивают понятия периметра и площади прямоугольника. Чтобы предупредить эту ошибку, целесообразно предложить им найти периметр и площадь прямоугольника одновременно. При этом необходимо обратить внимание детей на разницу в названии единиц, в которых измеряются площадь и периметр прямоугольника.
После знакомства с квадратным метром проводят практические работы по вычислению площади пола классной комнаты, спортивного зала и площадки. К составным задачам на вычисление площади прямоугольника следует делать чертежи. Например, к задаче «На пришкольном участке прямоугольной формы выделены два опытных участка одинаковой площадью. Длина первого участка 30 м, а ширина 28 м. Чему равна длина второго участка, если его ширина 20 м?»
28 м | 20 м | ||
Х м | |||
30 м |
Рис. 2
При изучении темы «Площадь» проводятся практические работы по определению площади фигур, которые можно разбить на прямоугольники и квадраты. Площадь таких фигур равна сумме площадей составляющих их прямоугольников.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры упражнений, используемых для раскрытия свойств величин.
2. Назовите общие этапы формирования у учащихся представлений о величинах.
3. Методики обучения учащихся измерению разных величин имеют много общего. В чем оно заключается?
4. Известны общие этапы введения понятия величины в начальных классах. В чем состоит их содержание при изучении понятия длины?
5. Покажите на примерах, как можно использовать понятие длины при изучении арифметического материала.
6. Опишите методику знакомства учащихся с мерами длины.
7. Приведите примеры упражнений, ориентированных на закрепление уучащихся знаний о системе мер длины.
8. Кратко опишите методику формирования у учащихся понятия массы.
9. Каким образом понятие массы может быть использовано при обучении учащихся решению уравнений?
10. Какими знаниями и умениями должны овладеть учащиеся в результате знакомства с понятием площади?
11. Как проиллюстрировать учащимся соотношение между мерами площади?
12. Перечислите требования к результатам изучения учащимися понятия времени.