Изучение табличных случаев сложения чисел в пределах 20

Случаи сложения и вычитания в пределах 20 включают в себя случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток и соответствующие им случаи вычитания. Например: 8+4, 9+5, 12-4, 14-5 и др. Эти случаи называются табличными, в соответствии с требованиями программы они должны быть усвоены детьми наизусть. Названные случаи сложения и вычитания по ныне действующей про­грамме изучаются не вместе. Сначала изучаются все случаи сложения, затем - вычитания.

Сложение начинает изучаться с раскрытия вычислительного приема. Суть этого приема состоит в том, что первое слагаемое дополняется до 10 (в результате чего второе слагаемое представляется в виде суммы удобных слагаемых), затем прибавляется оставшаяся часть второго слагаемого. Например:

8+4=12

/\

8+2+2

Перед изучением этого вычислительного приема, как и при изучении любого другого приема, необходимо провести подготовительную рабо­ту. С детьми следует повторить:

- состав чисел в пределах 10, обратив внимание на состав и числа 10 и на умение дополнить любое однозначное число до 10;

- разрядный состав чисел в пределах 20;

- случаи сложения, основанные на знании разрядного состава чисел в пределах 20.

При раскрытии вычислительного приема целесообразно использовать наборное полотно, содержащее два ряда карманов по 10 в каждом ряду.

При этом с детьми можно провести такой разговор. Учитель. Давайте решим задачу.

Задача. В одной вазе 8 красных яблок, а в другой - 5 зеленых яблок. Сколько всего яблок в двух вазах?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети. К 8 прибавить 5.

Учитель. Запишем это: 8+5. Значит нам надо решить этот пример. А умеем мы решать такие примеры?

Дети. Нет.

Учитель. Сегодня мы и будем учиться решать такие примеры. Ре­шить этот пример нам поможет вот эта таблица (вывешивает наборное полотно с двумя рядами карманов) и кружочки, их у меня 8 красных и зеленых (показывает детям). Посмотрите на эту таблицу.

Здесь есть кармашки. Давайте посмотрим, сколько их. Считаем все. (Дети хором считают: 10). '

Решаем пример: 8 + 5. Я кладу 8 красных кружочков в кармашки верхнего ряда. Теперь нам надо добавить 5 зеленых кружков. Посмотрите, сколько кружков я могу положить еще в верхний ряд?

Дети. 2.

Учитель. Давайте запишем, как мы это делали. К числу 8 мы приба­вили 2, чтобы получить 10 (при этом оформляется запись): 8+5.

Откуда мы взяли 2 зеленых кружочка?

Дети. Из 5 зеленых.

Учитель. Покажем это (ставит стрелочку от 5 к 2). Сколько зеленых кружочков осталось добавить?

Дети. 3.

Учитель. Как вы узнали?

Дети. 5 это 2 и 3.

Учитель. Верно (выкладывает оставшиеся 3 зеленых кружка во вто­рой ряд наборного полотна и заканчивает запись).

Учитель. Молодцы. Давайте повторим, как мы рассуждали (повторяют).

После раскрытия вычислительного приема необходимо провести ра­боту по его усвоению. С детьми решаются ряд примеров на сложение однозначных чисел с переходом через десяток, где дети учатся вести со­ответствующие рассуждения.

Затем переходим к рассмотрению всех случаев сложения этого вида. Для того, чтобы детям легче было их запомнить, их рекомендуют изу­чать небольшими группами (3-4 случая на одном уроке). При этом предполагается, что на каждом из этих уроков будет продолжаться работа по усвоению детьми вычислительного приема (умение вести рассуждения при вычислении) и даваться установка на запоминание изученных случаев. Здесь начинается работа по рассмотрению и усвоению детьми состава чисел от 11 до 20 из слагаемых. По завершении рассмотрения случаев сложения все они сводятся в таблицу, и продолжается работа по ее заучиванию. При этом учителю необходимо продумывать систему упражнений и виды работы детей на уроке, которые отличались бы разнообразием и способствовали более эффективному усвоению детьми таблицы сложения.

Изучение случаев вычитания, соответствующих табличным

Случаям сложения

Вычитание чисел в пределах 20 начинается с раскрытия вычислительных приемов. Целесообразно показать детям три приема.

1. Прием, когда число вычитается по частям (с использованием наборного полотна с двумя рядами карманов):

12-4

/\

12-2-2

2. Прием, основанный на знании соответствующего случая сложения (т.е. состава числа). Здесь необходимо вспомнить зависимость между компонентами и результатом действия сложения:

12-4

12=4+8

Прием, где все вычисления сводятся к вычислениям в пределах 10

12-4

10-4+2

Названные приемы не обязательно рассматривать все вместе. После усвоения первого из них, следует перейти к изучению случаев вычитания. При их рассмотрении целесообразно придерживаться той последовательности, которая предложена авторами учебников математики для начальных классов. На одном уроке рекомендуется рассмотреть все случаи вычитания из одного числа, начиная с 11. Здесь можно и нужно наряду с применением первого приема показать и другие. В дальнейшем учащимся следует предоставить возможность выбора приема, наиболее легкого для них. При изучении вычитания не следует прекращать работу, направленную на запоминание детьми таблицы сложения. Ее надо продолжить, обучая при этом увязывать случаи сложения с соответствующими случаями вычитания.

Наши рекомендации