Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познания, и как метод обучения.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Как метод обучения самостоятельная работа чаще применялась на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают ее эффективность и при достижении других целей. Так, до изучения новой темы в классе учащиеся могут выполнить предварительные задания, связанные с наблюдениями, постановкой несложных опытов, чтением текста. Новый материал, доступный для самостоятельного изучения, ребята могут успешно усвоить на уроке, работая с учебником, картой или другими средствами обучения. Самостоятельная работа используется также с целью повторения, систематизации и проверки знаний.
Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, где 1) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения (51).
С точки зрения организационных основ самостоятельную работу можно разделить на: 1) самостоятельную работу в школе и 2) самостоятельную работу, выполняемую за пределами школы, в том числе и дома. Самостоятельная работа в школе может проводиться в рамках урока, зачета, семинара, практического занятия и т. д. На основе другого логического членения можно выделить еще два вида самостоятельной работы: 1) индивидуальную и 2) групповую.
Пидкасистый П.И. говорит о самостоятельной работе как о средстве обучения, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке, так и при выполнении им домашних заданий.
Говоря о роли самостоятельной работы, нельзя не подчеркнуть того, что современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам к действию. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности.
Самостоятельную работу следует отличать от самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность характеризуется следующими компонентами: цель; мотив; содержание; предметные действия; результат.
Самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Рассмотрим каждый из компонентов самостоятельной деятельности.
Важным является отношение ученика к цели. В одних случаях цель присваивается в готовом виде, в других ученик приобщается к образованию цели, в третьих – ученик сам ставит цель.
Мотивы могут быть разными. Но, чтобы получить результат, ученик должен руководствоваться познавательным мотивом. Должно быть стремление к познанию чего- то нового. Для этого нужно заинтересовать ученика новым материалом. Содержание самостоятельной деятельности нужно делать интересным и разнообразным, а также соответствующим возраст ученика.
При выполнении различных предметных действий ученик сам выбирает адекватные с его точки зрения способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
Самостоятельная деятельность всегда заканчивается результатом. Он намного важнее, чем результат, полученный при совместной деятельности. От результатов в самостоятельной деятельности ученики получают гораздо большее удовлетворение.
Психологи и педагоги выделяют следующие умения, которое характеризуют самостоятельность:
умение выделить главное, выделить общую закономерность и делать обобщенные выводы;
умение последовательно и логично обосновывать свои действия и контролировать их;
умение применить знания в новых условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели;
умение доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим.
Домашние задания
Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Она опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу самих детей. Правильно организованная домашняя самостоятельная работа весит в развитии учеников не меньше, чем работа в классе.
Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидактические функции, а именно:
— закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
— расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;
— формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;
— развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников;
— выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках.
Обычно домашняя самостоятельная работа школьников оформляется в виде учебных заданий. Виды домашних заданий:
— работа с текстом учебника (чтение, понимание, выписывание непонятных слов, выражений);
— выполнение упражнений, решение задач;
— выполнение графических работ (рисование, заполнение контурных карт и т. п.);
— практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы;
— проведение простых самостоятельных опытов;
— заучивание наизусть.
Последние десятилетия ознаменованы пересмотром целесообразности домашней самостоятельной работы школьников. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими учителями были восприняты как прогрессивный шаг в гуманизации школьных отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой будет педагог. Он не будет задавать домашних заданий первоклассникам — уроки по предметам у них каждый день и знания не забываются. Он будет облегчать выполнение домашних заданий ученикам 2—4-х классов, строго соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников.
Нормативы максимальных нагрузок
Класс | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
Количество уроков в школе | 3-4 | 4-5 | 5-6 | |
Домашняя работа (кол-во часов) | Нет | 1,5 |
Кроме того, практикуя домашнюю самостоятельную работу, учителя будут:
— настойчиво стимулировать ее самостоятельное и тщательное выполнение;
— давать домашнее задание при полном внимании всего класса;
— проводить инструктаж выполнения домашних заданий;
— больше практиковать творческие работы, которые вызовут интерес школьников;
— индивидуализировать и дифференцировать задания;
— учитывать посильность заданий;
— систематически проверять выполнение домашних заданий в классе;
— поддерживать связь с родителями по этому вопросу.
Распространенным недостатком является то, что на уроках учителя мало внимания уделяют вопросам самостоятельности учения. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют школьников на трудности, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляемой и мало эффективной.
Лучшие учителя добиваются усвоения детьми правил работы дома:
1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству.
2. Выполняй домашние задания в установленное распорядком дня время.
3. Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь письменные принадлежности.
4. Продумай план работы.
5. Выполняй сначала более сложные задания, а легкие выполняй потом.
6. Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению упражнений, решению задач и примеров.
7. Работай по плану, не торопись.
8. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.
9. В конце проверь, все ли ты сделал правильно.
10. Собери в сумку книги, тетради — все необходимое для школы.
Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой самостоятельной работы учеников невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания в начальных классах позволяют формировать у школьников умение работать самостоятельно, развивают познавательные интересы. Учитель будет придерживаться правил руководства домашней самостоятельной работой, сделает ее необходимой и привлекательной для учеников.
В инновационных технологиях существует вид домашней работы, рассчитанной на долгосрочный труд, например, в течение года. Дается задание – решать задачи из выбранного учителем сборника (множество их предлагается в магазинах), фиксируя решение в тетрадях, а информацию о выполненной работе на специальных листах. Это помогает учителю быстро осуществить контроль, а у ученика вызывает интерес, так как на листе изображена какая-либо фигура, которую он «заполняет». Такая работа имеет большое воспитательное значение.