Формирование приемов логического мышления у младших школьников: сравнения, аналогии, анализа и синтеза, классификации, обобщения
Изучение математики влияет на развитие мышления школьников как никакой другой предмет.
Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение, аналогия. Мыслительными операциями являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение и конкретизация. Выделяют индукцию и дедукцию как способы мышления. По разным основаниям выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое). Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. (Крысько, с.116).
Развивать мышление – это значит:
- выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
- находить главные связи и отношения вещей и явлений окружающего мира;
- доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
- излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно;
- осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую;
- предвидеть развитие явлений;
- делать обоснованные выводы (Айсмонтас, с.56)
Развитие мышления школьника тесно связано с формированием приемов мышления (мыслительных операций) в процессе учебной деятельности. Приемы мышления (сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация, обобщение и др.) выступают одновременно как специфические методы научного исследования.
Сравнение – это сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выделения особенных свойств) между ними. Сравнение лежит в основе всех других мыслительных операций.
Аналогия – индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. В общем случае схематично рассуждение по аналогии выглядит так:
Объект А обладает признаками а₁, а₂, а₃,…аn,b .
Объект В обладает признаками а₁, а₂, а₃,…аn
Вероятно (возможно) объект В обладает признаком b .
Анализ – это мысленное расчленение предмета познаний на части.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.
Абстракция – это мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак становится предметом мышления.
Классификация – прием распределения по группам, разрядам, классам (чего или кого-либо). При разбиении множества на классы необходимо выполнение следующих условий: 1) ни одно из подмножеств не пусто; 2) подмножества попарно не пересекаются; 3) объединение всех подмножеств составляет данное множество.
Обобщение рассматривают как мысленное выделение:
общих свойств в двух или нескольких объектах и объединение этих объектов на основе выделенной общности;
существенных свойств объекта в результате анализа их в виде общего понятия для целого класса объектов.
Конкретизация также выступает в двух формах:
как мысленный переход от общего к единичному, частному;
как восхождение от абстрактно-общего к частному, путем выявления различных свойств и признаков объекта.
Основными компонентами математического образования в школе являются: 1) усвоение учениками определенного объема математических знаний; 2) овладение учениками определенными математическими умениями и навыками; 3) развитие мышления учащихся.
Формирование математического мышления школьников предполагает целенаправленное развитие всех качеств, присущих естественнонаучному мышлению, комплекса мыслительных умений, лежащих в основе методов научного познания, в органическом единстве с формами проявления мышления, характеризующихся спецификой предмета математики.
Выделяют следующие признаки математического мышления:
доминирование логической схемы рассуждения;
лаконизм мышления: предельная скупость, строгость мысли и ее изложения;
четкая расчлененность хода рассуждения;
точность символики.
Основными признаками культуры математического мышления считаются:
- освоение учеником идеи доказательства;
- умение пользоваться определениями понятий (осознавать их логическую структуру, уметь выполнять действие подведения под понятие и выведение следствий);
- владение общими логическими методами доказательства: аналитическим, синтетическим, методом от противного, полной индукцией, математической индукцией;
- владение частными методами и приемами, характерными для той или иной темы.
Для полноценного формирования у учащихся логико-математических понятий процесс усвоения соответствующих знаний и умений должен управляться учителем:
- необходимо целенаправленно заниматься обучением наиболее употребительным приемам доказательства, применению определений понятий;
- формировать умение выполнять логическое действие «подведение под определение»;
- знакомить учащихся с высказываниями (рассматривать не только верные, но и неверные высказывания),
- с предикатами (предложениями с переменными), с логическими связками (и,, или, если.., то, не/верно, что), со словами «каждый», «любой», «один из», «все», «некоторый», «все кроме», составляющие основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.
Значительная оставляющая линия логического развития – обучение младших школьников классификации по заданным основаниям и проверки правильности его выполнения.
Аблова В.С выделяет следующие типы заданий по формированию логической линии в курсе математики начальной школы:
знание точно смысла слов и связок : и, или, все, каждый, некоторые;
умение сравнивать;
умение узнавать предмет по данным признакам;
умение устанавливать отношения общего и частного;
умение распределять предметы по определенным признакам группы (группировка предметов);
умение получать умозаключение;
умение обосновывать умозаключение;
умение составлять алгоритм.
В процессе развития логического мышления при изучении математики в начальной школе целесообразно познакомить учащихся с составляющими действиями каждого приема (мыслительной операции). Например.
ПРИЕМ СРАВНЕНИЯ 1. Выделение признаков 2. Установление сходных признаков 3. Установление различных признаков |
ПРИЕМ АНАЛОГИИ 1. Сравнение двух объектов – известного и неизвестного 2. Сравнение важных признаков 3. «Открытие» по догадке нового свойства |
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 1. Рассмотрение объекта с точки зрения различных понятий 2. Постановка к объекту различных заданий и вопросов |
ПРИЕМ КЛАССИФИКАЦИИ 1. Выбор основания для классификации 2. Распределение по группам 3. Построение классификационной схемы |