Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Российской Федерации

Департамент кадровой политики и образования

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия»

Механико-технологический институт

Кафедра «Энергообеспечение сельского хозяйства»

Теоретические основы электротехники

Методические указания и задание для курсовой работы

Для студентов специальности 110302 «Электрификация и автоматизация

сельского хозяйства»

Тюмень 2007

УДК 621.311.1(075)

Автор-составитель: старший преподаватель кафедры «Энергообеспечение сельского хозяйства» А.Н. Шулаков

Теоретические основы электротехники:Методические указания и задание для курсовой работы для студентов специальности 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»/ ТГСХА; автор-составитель А.Н. Шулаков – Тюмень, 2007, 56 стр.

В методических указаниях изложены общие требования к оформлению курсовой работы и дано задание на курсовую работу из четырех задач по основным темам дисциплины с пояснениями и примерами их решения.

Рекомендовано к изданию методическим советом Механико-технологического института ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия».

Рецензент: Д.М. Червяков – доцент кафедры электроэнергетики Тюменского нефтегазового университета, кандидат технических наук

Печатается по решению редакционно-издательского совета Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

УДК 631.311.1(075)

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия», 2007

А.Н. Шулаков, составление, 2007

Содержание

Введение ___________________________________________________4

1 Цели курсовой работы _______________________________________4

2 Общие требования к оформлению расчетно-пояснительной записки

и графической части _________________________________________5

3 Задание на курсовую работу

3.1 Задача № 1 ________________________________________________7

3.2 Задача № 2 ________________________________________________9

3.3 Задача № 3 ________________________________________________11

3.4 Задача № 4 ________________________________________________16

4 Методические указания по решению задач

4.1 К задаче № 1 _______________________________________________18

4.2 К задаче № 2 _______________________________________________23

4.3 К задаче № 3 _______________________________________________28

4.4 К задаче № 4 _______________________________________________37

Приложение 1 Образец титульного листа __________________________53

Приложение 2 Образец листа записки с основной надписью № 1 ______54

Приложение 3 Образец листа записки с основной надписью № 2 ______55

Список литературы ____________________________________________56

Введение

Дисциплина «Теоретические основы электротехники» в соответствии с учебным планом подготовки инженеров по специальности 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» изучается в течение третьего и четвертого семестров. По окончании третьего семестра проводится зачет; в четвертом семестре студенты защищают курсовую работу и сдают экзамен.

Курсовая работа состоит из четырех задач, которые решаются последовательно по мере изучения теоретического материала; таким образом, выполнение курсовой работы начинается в первые месяцы изучения дисциплины.

В каждой задаче предусмотрено 50 вариантов. Свой вариант студент получает на одном из первых занятий от преподавателя; исходные данные по вариантам приведены в таблицах вместе с условиями задач.

В настоящих «Методических указаниях» даны пояснения и формулы, необходимые для решения каждой задачи; для задач 1, 2 и 4 рассмотрены примеры расчетов.

Цели курсовой работы

Целями курсовой работы являются:

- закрепление знаний теоретических основ электротехники по разделам «Линейные электрические цепи постоянного тока», «Линейные электрические цепи однофазного синусоидального тока», «Трехфазные электрические цепи»,

- выработка навыков расчета электрических цепей различными методами;

- выработка навыков построения векторных и топографических диаграмм.

Общие требования к оформлению расчетно-пояснительной записки

И графической части

Курсовая работа выполняется на листах формата А4 с соблюдением требований Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) к оформлению текстовых и графических документов, схем и таблиц. Основные положения ЕСКД изложены в [Л-8].

Работа должна содержать:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- четыре раздела согласно числу задач;

- перечень используемой литературы;

- графическую часть – векторные и топографические диаграммы для третьей и четвертой задач.

На титульном листе указываются наименования министерства, академии, кафедры; тема курсовой работы и ее вариант; группа, фамилия и инициалы студента; дата завершения работы; звание, фамилия и инициалы преподавателя. Образец титульного листа работы дан в приложении 1.

Первым листом расчетно-пояснительной записки работы является «Содержание» с указанием страниц, с которых начинается каждый раздел.

Первые листы «Введения» и каждого раздела должны быть выполнены с основной надписью № 1, остальные листы – с надписью № 2 (приложения 2 и 3).

Во введении необходимо кратко изложить историю развития электротехники, ее роль в современном обществе. Разделом следует считать каждую задачу; на первом листе раздела размещается содержание задачи, на последующих – ее решение с необходимыми схемами и таблицами.

Каждое действие, выполняемое при решении задачи, должно сопровождаться пояснениями. Формулы размещаются в тексте отдельной строчкой, даются сначала в общем виде со ссылкой на источник, из которого они взяты; используемые в них буквенные обозначения и символы расшифровываются с указанием их размерностей. Каждая формула нумеруется.

Литература, из которой взята формула, указывается в скобках в виде числа, соответствующего ее номеру в перечне литературы.

Пример:

Падение напряжения на активном сопротивлении в соответствии с законом Ома находится по формуле 1.1.5 [2]

U1 = I1R1, (1)

где U1 – напряжение, (В)

I1 – ток через сопротивление, (А)

R1 – сопротивление, (Ом).

Расчеты производятся с точностью до второго-третьего знака после запятой; для записи многозначных чисел следует использовать показательную форму, а также применять общепринятые кратные (кило, мега) и дольные величины (санти, милли, микро).

Пример:

U1 = 36 х 258 = 9288 В = 9,23 х 10 Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия - student2.ru В = 9,23 кВ.

Рисунки, схемы, диаграммы должны выполняться карандашом с применением чертежных инструментов; под каждым рисунком размещается его порядковый номер и название.

Электрические схемы вычерчиваются с использованием условных обозначений их элементов, установленных ГОСТами.

Все страницы записки нумеруются, начиная с «Содержания».

Графическая часть работы, состоящая из топографических диаграмм, векторных диаграмм токов и напряжений, выполняется на листах миллиметровой бумаги формата А3 или А4, подшиваемых в конце записки. Масштабы для токов, напряжений, других величин, принятые при построении векторных диаграмм, должны быть такими, чтобы обеспечивалась достаточная наглядность

диаграммы, а лист, на котором она построена, был занят диаграммой не менее чем на две трети.

Задание на курсовую работу

Задание на курсовую работу состоит из четырех задач. В задачах № 1 и № 2 предусмотрен расчет электрических цепей постоянного тока; в задаче № 3 – расчет электрической цепи однофазного сунусоидального тока; в задаче № 4 - расчет электрической цепи трехфазного сунусоидального тока.

Задача № 1

Определить ток I3через сопротивлениеR3приведенной на рис. 1 схемы, используя методы:

1) эквивалентных преобразований;

2) эквивалентного генератора (активного двухполюсника);

3) узловых потенциалов;

4) суперпозиции (наложения).

Данные для расчета взять из таблицы 1.

Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия - student2.ru

Рис.1. Схема к задаче 1.

Таблица 1 - Данные элементов схемы на рис. 1

  Вариант   ЭДС, В Сопротивления, Ом
  Е1   Е2   R1   R2   R3

Продолжение таблицы 1

Задача № 2

Для обобщенной цепи постоянного тока, приведенной на рисунке 2, требуется выполнить следующее:

1) пользуясь данными таблицы, составить расчетную схему электрической цепи;

2) найти токи во всех ветвях, используя для расчета схемы метод контурных токов;

3) записать систему уравнений Кирхгофа, необходимых для определения токов во всех ветвях схемы и выполнить проверку расчета цепи методом контурных токов;

4) выделить в схеме три сопротивления, включенные по схеме треугольника, и

заменить их эквивалентным соединением по схеме звезды;

5) рассчитать напряжение между точками А и В схемы;

6) составить баланс мощностей для исходной схемы.

Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия - student2.ru

Рис.2. Исходная схема к задаче 2.

Таблица 2 -Данные пассивных элементов и источников питания схемы на рис. 2

Вариант   Значения параметров элементов схемы  
Сопротивления, Ом Напряжения, В Токи, А
R1 R2 R3 R4 R5 R6 Е1 Е2 Е3 Е4 Е5 E6 J1 J2 J3 J4 J5 J6

Продолжение таблицы 2

Задача № 3

Для сложной схемы, данной на рисунке 3 и состоящей из источников ЭДС и тока, активных, индуктивных и емкостных сопротивлений

1) составить расчетную схему в соответствии с данными своего варианта;

2) найти линейную частоту;

3) определить действующие значения токов во всех ветвях схемы и напряжения на всех комплексных сопротивлениях и каждом пассивном элементе;

4) определить полную, активную и реактивную мощности каждого источника электроэнергии и всех действующих в цепи источников;

5) составить баланс активных мощностей;

6) записать уравнения мгновенных значений ЭДС для источников ЭДС;

7) построить векторные диаграммы токов и напряжений.

Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия - student2.ru

Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия - student2.ru

Рис. 3. Схема к задаче 3.

Параметры пассивных элементов схемы даны в таблице 3; параметры источников питания – в таблице 4.

Таблица 3 - Параметры элементов схемы на рис. 3

Ва риант Активные сопротивления, Oм Индуктивности, мГн Емкости, мкФ
R1 R2 R3 R4 R5 R6 L1 L2 L3 L4 L5 L6 С1 С2 С3 С4 С5 С6
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -

Продолжение таблицы 3

- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- -- - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -

Таблица 4 - Параметры источников тока и напряжения

Ва ри-ант Амплитудное значение эдс Е, В; начальная фаза, град. Амплитудное значение тока J, А; начальная фаза, град. Угловая частота Метод эквивалентных преобразований. Министерство сельского хозяйства и продовольствия - student2.ru , рад/с
Еm1   Еm2 Еm3 Еm4 Еm5 Еm6 Jm1 Jm2 Jm3 Jm4 Jm5 Jm6
14,5 -55 - - - - - - 5,5 - - -
16,5 -75 - - - - - - - - 4,25 -
18,5 - - -25 - - - - - - 3,75 -
20,5 - - - - - - - -55 - -

Продолжение таблицы 4

22,5 - - - - - 1,5 -75 - - - -
- -80 - - - - - - - 5,25 -
- - - - 4,75 -40 - - - - -
- - - - - - -60 - - -
- 24,5 - - - -10 - - - - 5,5 -
-10 - - - - - - - - -
- - 19,5 - - 5,75 -45 - - - - -
- - 21,5 - -65 - - - - - -
- - - - - 4,5 -90 - - - -
10,5 -15 - - - - - - - - -
- 12,5 -35 - - - - - - 1,5 - -
- - - - - -70 - - - -
- - - 23,5 - 3,5 -85 - - - - -
-20 - - - - - - - - -
- - -40 - - - - - 2,5 - -
- - -60 - - - - - - - 1,25
- - - - -80 - - - - - 2,5
11,5 - - - -25 - - - - - -
- 13,5 -45 - - - - - - - - 3,5
- - 15,5 -65 - - - 1,25 - - - -
- - - 17,5 -85 - 1,75 - - - - -
-30 - - - - - - - - -

Продолжение таблицы 4

- - - - -50 - - - - -
- - - -90 - - 2,75 - - - -
- - - - -70 3,25 - - - - -
- -50 - - - 7,5 - - - - -
14,5 -45 - - - - - - 5,5 - - -
16,5 -75 - - - - - - - - 4,25 -
28,5 - - -25 - - - - - - 3,75 -
20,5 - - - - - - - -55 - -
22,5 - - - - - 1,5 -75 - - - -
- -80 - - - - - - - 5,25 -
- - - - 4,75 -40 - - - - -
- - - - - - -60 - - -
- 24,5 - - - -20 - - - - 5,5 -
-10 - - - - - - - -
  - - - - - - - 4,25 - -
  - - -25 - - - - - - 3,75 - -
  - - - - -20 - - -55 - - -
  - - - - - 1,5 -75 - - - - -
  -80 - - - - - - 5,25 - -
  - - - 4,75 -40 - - - - - 1,5
  - - - - -60 - - - -
  24,5 - - -10 -10 - - - - 5,5 - -

Продолжение таблицы 4

  20,5 - - - - - - - -55 - -
  22,5 - - - - - 1,5 -75 - - - -

Задача № 4

Трехфазный приемник электрической энергии соединен звездой и включен в четырехпроводную сеть трехфазного тока с линейным напряжением Uл.

Сопротивления фаз приемника: активные - RА, RВ, RС; индуктивные - XLА, XLВ, XLС; емкостные - XСА, XСВ, XСС; сопротивления нулевого провода: активное – R0, индуктивное - X0, - даны в таблице 5.

Определить:

напряжение смещения нейтрали

а) при наличии нулевого провода;

б) при обрыве нулевого провода;

2) напряжение на каждой фазе приемника

а) при наличии нулевого провода;

б) при обрыве нулевого провода;

3) при наличии нулевого провода

а) фазные, линейные токи и ток в нулевом проводе;

б) активную, реактивную и полную мощности каждой фазы и всей цепи;

в) коэффициент мощности каждой фазы и всей цепи.

Построить:

а) векторную диаграмму токов и напряжений для цепи с неповрежденным нулевым проводом;

б) векторную диаграмму токов и напряжений для цепи с оборванным нулевым проводом

в) топографическую диаграмму напряжений при обрыве нулевого провода.

Таблица 5 - Данные к задаче 4

Наши рекомендации